Взыскание налогов со счета физического лица


Итоги


Взыскать долги по налогам с физлиц ИФНС может в течение полугода с даты образования задолженности. Для этого оформляется судебный приказ, а в случае невозможности взыскать долг дело передается в суд по стандартной процедуре. Однако физлицам не следует расслабляться по истечении полугода – при признании судом причин пропуска сроков со стороны ИФНС уважительными, взыскать долги можно будет в любое время.О других новостях, касающихся погашения налоговых обязательств, узнайте в нашей рубрике.

Комментарий к Ст. 48 Налогового кодекса

1.

Особенный порядок взыскания налоговой недоимки за счет имущества налогоплательщика — физического лица установлен ст. 48 НК РФ. Данный порядок устанавливает принудительный способ взыскания недоимки с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Такое взыскание обращается на имущество должника. В отличие от взыскания имущества организации или индивидуального предпринимателя взыскание с физического лица не может происходить во внесудебном порядке.

Аналогичное положение содержится в ст.

150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который устанавливает, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке. Исключение из данного правила, согласно части 3 ст. 154 указанного Закона, составляет удержание денежного залога в случае неуплаты таможенных платежей.

Устанавливая судебный порядок обращения взыскания на имущество недоимщика — физического лица, законодатель последовательно реализует принцип неприкосновенности собственности, закрепленный в ст. 35 Конституции РФ, п. 3 которой предполагает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как на основании решения суда.

Взыскание недоимки, а также пени и штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может происходить на основании решения налогового или таможенного органа. Вынесению такого решения предшествует направление в адрес должника (плательщика сборов) требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов в порядке, установленном ст.

69 НК РФ, ст. 152 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», которое представляет собой извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Налоговый или таможенный орган в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств физического лица. Заявление в суд о взыскании за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей.

Указанная сумма периодически корректируется в связи с ростом потребительских цен и показателями инфляции.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи, заявление о взыскании подается налоговым или таможенным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Здесь же установлены некоторые особенности течения срока исковой давности в отношении взыскания недоимки, пеней и штрафов.
Здесь же установлены некоторые особенности течения срока исковой давности в отношении взыскания недоимки, пеней и штрафов. В частности, введено правило суммирования всех требований к физическому лицу за три года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Если за трехлетний период сумма требований превысила 3000 рублей, налоговый или таможенный орган получает право обращения в суд о взыскании совокупной суммы по всем выставленным требованиям в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, не превысила 3000 рублей, налоговый орган или таможенный орган также вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании, но шестимесячный срок исковой давности начинает считаться со дня истечения трехлетнего срока.

Данное право налогового органа является исключением из общего порядка, установленного в пункте 1 ст. 48 НК РФ, согласно которому обращение налогового или таможенного органа в суд о взыскании с физического лица недоимки, пеней и штрафов допускается только в случае, если задолженность превысила 3000 руб.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. О восстановлении пропущенного налоговым или таможенным органом срока взыскания недоимки неоднократно давалось разъяснение со стороны высших судебных инстанций.

Например, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указывалось, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.

«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

указывалось, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа. Таким образом, судебная практика сложилась так, что суды отказывают в удовлетворении заявлений налоговых органов о восстановлении сроков исковой давности о взыскании недоимки, пени и штрафов с физических лиц.

Такой подход связан с поиском баланса между публичным интересом и защитой прав налогоплательщиков и выступает как дополнительная гарантия при осуществлении взыскания с физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Это компенсирует упрощенный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства.

3. Заявления налоговых и таможенных органов о взыскании недоимки, пени и штрафов уполномочены рассматривать суды общей юрисдикции, к которым, в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», относятся федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, то есть мировые судьи.
N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», относятся федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, то есть мировые судьи.

Порядок рассмотрения заявлений налоговых и таможенных органов о взыскании недоимки, пени и штрафа судами общей юрисдикции регулируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ). Как правило, указанные заявления рассматриваются в упрощенном порядке приказного производства, которое завершается вынесением судебного приказа, что вытекает из ст. 122 ГПК РФ, согласно которой судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Судебный приказ, согласно ст. 121 ГПК РФ, представляет собой судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, и одновременно является исполнительным документом.

Требования к форме и содержанию заявления о выдаче судебного приказа установлены ст. 124 ГПК РФ, а его содержание — ст. 127 ГПК РФ. ГПК РФ предусматривает также исковое производство, в рамках которого, согласно п.

3 комментируемой статьи, рассматриваются заявления налоговых и таможенных органов в том случае, если судом вынесено определение об отмене судебного приказа, но не позднее шести месяцев со дня вынесения данного определения. В порядке искового производства требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.

Кроме того, налоговый орган и таможенный орган могут обратиться в суд только в порядке искового производства в том случае, если физическое лицо не согласно с предъявляемыми требованиями, то есть имеется спор о праве. Иначе говоря, при поступлении в установленный срок в суд заявления налогоплательщика — физического лица о несогласии с предъявленными требованиями суд обязан прекратить приказное производство и перейти к рассмотрению дела в порядке искового производства. На это обращалось внимание, например, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 7 декабря 2011 г.).

4. Согласно пункту 4 комментируемой статьи, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г.

N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» содержит специальную главу, посвященную обращению взыскания на имущество должника. Обращение взыскания на имущество должника, согласно ст. 69 указанного Закона, включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.

В том случае, если перечисленных видов имущества (наиболее ликвидных) недостаточно для исполнения решения суда, взыскание обращается на иное имущество. Данное положение соответствует п. 5 ст. 48 НК, которая разделяет имущество на группы в зависимости от последовательности взыскания.

5. Согласно пункту 5 ст. 48 НК РФ, взыскание недоимки по налогу, сбору, пеням, штрафам за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении: 1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа; 2) наличных денежных средств; 3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными; 4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи. Одним из принципов исполнительного производства, закрепленным в ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, что соответствуют положению комментируемой статьи о запрете обращения взыскания на имущество, предназначенное для повседневного личного пользования физическим лицом и членами его семьи.

В установлен перечень имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Это: — жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением; — земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части; — предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; — имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; — используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания; — семена, необходимые для очередного посева; — продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении; — топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения; — средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; — призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник. Отдельными федеральными законами также установлены запреты на обращение взыскания в отношении отдельных видов имущества. Например, ст. 1405 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что обращение взыскания на исключительное право на секретное изобретение не допускается, а согласно ст.

1018 обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) этого лица. Согласно ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. 6. Согласно пункту 6 комментируемой статьи, в случае взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов не начисляются. Данная статья находится в системной взаимосвязи с пунктом 3 ст.

75 НК РФ, согласно которому пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и направлена на установление дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в случае взыскания с них налога за счет имущества.
75 НК РФ, согласно которому пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и направлена на установление дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в случае взыскания с них налога за счет имущества.

На это указал КС РФ в Определении от 25 февраля 2013 г. N 152-О. 7. Пункт 7 ст. 48 НК РФ содержит запрет на приобретение должностными лицами налоговых и таможенных органов имущества налогоплательщика — физического лица, реализуемого в порядке исполнения решения о взыскании налога.

Данный запрет направлен на устранение возможного конфликта интересов и коррупционным рисков. Согласно ст. 33 НК РФ, должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Должностные лица налоговых и таможенных органов являются государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

.

Согласно ст. 19 данного Закона, случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи.

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Взыскание за счёт денежных средств в соответствии со ст.46 НК РФ

Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств (далее – решение о взыскании) формируется в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.В соответствии с пунктом 3 решение о взыскании принимается налоговым органом не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате.

Решение о взыскании заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной . Один экземпляр решения о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее шести рабочих дней после вынесения решения о взыскании, второй экземпляр хранится в налоговом органе.Решения о взыскании, принимаемые налоговыми органами в случае неисполнения требования об уплате направленного налогоплательщику по результатам налоговых проверок, либо в соответствии с пунктом 23 , пунктом 19 или пунктом 13 , формируются отдельно.Налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о взыскании, направляет в банк на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с

«О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах»

(зарегистрирован Минюстом России 25.11.2014 № 34911) поручение налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию об уплате.В случае направления налоговым органом поручений на несколько счетов налогоплательщика, общая сумма указанных поручений налогового органа должна соответствовать сумме задолженности налогоплательщика, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате и с учетом сумм, уплаченных по требованию об уплате).При недостаточности средств на рублевых расчетных (текущих) счетах, налоговый орган, в соответствии с пунктом 5 , вправе взыскать налог с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика.Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты.

При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи иностранной валюты в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Взыскание налога со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату продажи драгоценных металлов.

При взыскании налога со счетов в драгоценных металлах руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет банку поручение на продажу не позднее следующего дня драгоценных металлов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи драгоценных металлов на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Налоговый орган в соответствии с пунктом 6.1 вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств, путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации в банке.Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика, на который должны быть переведены электронные денежные средства.

Не производится взыскание налога с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора, (договора банковского вклада в драгоценных металлах).

При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.При наличии договора банковского вклада в драгоценных металлах налоговый орган вправе дать банку поручение на продажу драгоценных металлов в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, по истечении срока действия указанного договора и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.Действие поручения налогового органа на списание в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

  1. по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;
  3. по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 ;

Действие поручения налогового органа на списание возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание в случаях:

  1. исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со ;
  2. изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с ;
  3. поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 и пунктом 2 в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решению о взыскании.
  4. списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных , а также , признанных безнадежными к взысканию в соответствии со ;
  5. уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со ;

В случае отсутствия денежных средств, электронных денежных средств на расчетных счетах и корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и размер недоимки по обязательным платежам, которых на момент принятия решения о взыскании не превышает 5 млн. рублей, налоговый орган вправе в соответствии с подпунктом 3.1 , на основании решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), взыскать налог с лицевых счетов, открытых налогоплательщиками (плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами) в органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.В соответствии с подпунктом 5 пункта 11 решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику КГН, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. В решении о взыскании перечисляются все участники КГН.При этом взыскание налога за счёт денежных средств на счетах в банках в первую очередь в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 производится за счет денежных средств ответственного участника КГН, путём направления поручений налогового органа на списание и перечисление сумм налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов в бюджетную систему Российской Федерации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа и с учётом сумм, уплаченных ответственным участником КГН.В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах в банках у ответственного участника КГН для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счёт денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках.

Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику КГН.В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счетах в банках участника КГН при взыскании налога в порядке, предусмотренном вышеуказанным подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счет денежных средств в банках у любого иного участника этой группы.В целях наиболее эффективного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации последовательность взыскания в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 определяется налоговым органом самостоятельно.При уплате налога, в том числе частично, одним из участников КГН процедура взыскания в уплаченной части прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 11 .При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка в соответствии со статьей 60 Кодекса или сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 и , налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение в отношении участника КГН (в рамках действующего решения о взыскании за счёт денежных средств на счетах в банках).

Об актуальных вопросах взыскания задолженности в принудительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

Дата публикации: 28.08.2015 09:39 (архив) На вопросы налогоплательщиков отвечает начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС России по г. Севастополю Ю.П. Лихогруд Налогоплательщики (организации и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели) обязаны своевременно уплачивать налоги .

К сожалению, им не всегда удается выполнить это требование. В этом случае сумма налога, неуплаченая в установленный срок, будет являться недоимкой (налоговой задолженностью). Для налогоплательщика это повлечет ряд негативных последствий: — начисление пеней на неоплаченную сумму , ); — наложение штрафа налоговым органом (); — взыскание недоимки, пеней и штрафов ().

Налогоплательщик может погасить недоимку добровольно. При этом за просрочку платежа необходимо уплатить пени. Если налогоплательщик оказался в тяжелой финансовой ситуации (его имущественное положение не позволяет уплатить налог либо уплата налога приведет к возникновению признаков его несостоятельности), задолженность может быть урегулирована экономическими методами.

В частности, налоговым органом по заявлению налогоплательщика может быть предоставлена рассрочка или отсрочка уплаты налога (, ). Рассрочка и отсрочка по уплате налога представляют собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с поэтапной или единовременной уплатой суммы задолженности и начислением процентов на сумму задолженности.

Основания, порядок и условия предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов определены главой 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассрочка предоставляется организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества. Для получения рассрочки плательщик подает в налоговый орган заявление установленного образца, к которому прилагает документы, подтверждающие основания для предоставления рассрочки и возможность погашения рассроченных сумм. Перечень документов определен .

Если же налогоплательщик не уплатил недоимку и пени, и не обратился в налоговый орган для получения рассрочки, налоговый орган вправе взыскать задолженность в принудительном порядке.

налоговым органом установлено, что у налогоплательщика возникла налоговая задолженность.

Задолженность может быть выявлена: 1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога (авансового платежа), если до истечения этого срока вы представили в инспекцию сведения о начисленной сумме платежа; 2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации (расчета авансового платежа) в инспекцию, если вы подаете отчетность позже установленного срока платежа. 3) со дня вступления в силу решения по налоговой проверке . Если недоимка выявляется вне рамок налоговой проверки, инспекция фиксирует факт ее выявления, составив документ о выявлении недоимки.

Налогоплательщику он не направляется. Однако именно с даты его составления налоговый орган начинает мероприятия по принудительному взысканию задолженности.

Прежде всего налогоплательщику направляется требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов.

Требование налоговый орган направляет налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки .

В случае, если размер недоимки (с учетом пеней и штрафов), выявленной не в ходе проверки, составляет менее 500 руб., требование направляется налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки . При выявлении недоимки, а также задолженности по уплате процентов в ходе налоговой проверки инспекция должна направить требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов в течение 20 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п.

6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, п. п. 7, 9 ст. 101 НК РФ).

Содержание требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, порядок его направления и вручения налогоплательщику определены ст. ст. 69 — 71 НК РФ. Требование направляется налогоплательщику не только на бумажном носителе. С 1 июля 2015 г. в п. 6 ст. 69 НК РФ предусматривается возможность передачи требования в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п.

9 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). При наличии технической возможности налогоплательщик может получать документы по телекоммуникационным каналам связи. Такая возможность имеется, например, у тех, кто сдает налоговую отчетность в электронном виде.

В требовании об уплате налога (пеней, штрафа, процентов) указываются (п.

п. 4, 8 ст. 69 НК РФ): — сумма задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования, штрафа, а также сумма задолженности по процентам, начисленным на основании гл. 9 НК РФ; — основания для взимания налога, а также положения законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика по его уплате; — срок, в течение которого налогоплательщик вправе исполнить требование добровольно; — информация о мерах принудительного взыскания, которые налоговый орган вправе применить, если налогоплательщик не исполнит требование и добровольно не погасит налоговую задолженность; — сведения о мерах, которые налоговый орган вправе применить для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Если требование направляется физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, в нем также должен приводиться установленный законодательством срок уплаты налога (абз.

4 п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 69 НК РФ). Если инспекция не указала срок для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафа, процентов), должнику дается восемь рабочих дней с даты получения требования.

Этот минимальный срок добровольного исполнения требования закреплен в п.

6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст. 69 НК РФ. Если по истечении срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик не погасил задолженность, инспекция приступает к взысканию за счет принадлежащих налогоплательщику денежных средств. Данная мера применяется по отношению к должникам — организациям или индивидуальным предпринимателям.

По общему правилу взыскание недоимки (пеней, штрафов, процентов) осуществляется без обращения в суд — в бесспорном порядке.

Исключением из общего правила является бесспорное взыскание задолженности с лицевых счетов организаций. В данном случае существует требование о размере взыскиваемой суммы. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса она не должна превышать 5 млн руб.

Соответствующие изменения в пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ внесены с 1 января 2015 г.

Решение о взыскании за счет денежных средств может быть вынесено инспекцией не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (п.

3 ст. 46 НК РФ). Решение доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней с момента вынесения (п.

6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ). Оно вручается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, либо направляется по почте заказным письмом (п.

3 ст. 46 НК РФ). Кроме того, с 1 июля 2015 г.

инспекция вправе направить налогоплательщику решение через личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2, п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 1, пп.

«б» п. 3 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ).

В этом случае датой получения решения считается день, следующий за днем размещения решения в личном кабинете налогоплательщика.

C целью обеспечения исполнения решения о взыскании налога инспекция может принять решение о приостановлении операций по счетам (ст. 76 НК РФ). Решение о приостановлении операций налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, на основании чего банк приостанавливает расходные операции по счетам организации или индивидуального предпринимателя в пределах суммы, указанной в решении (п. п. 1, 7 ст. 76 НК РФ). Кроме того, вы не сможете открыть новый счет или использовать новые электронные средства платежа ни в той кредитной организации, где ваши операции приостановлены, ни в какой-либо другой.

Также банки не откроют вам вклады и депозиты. После вынесения решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов с банковских счетов налогоплательщика налоговый орган оформляет поручение на списание и перечисление денежных средств. Инспекция направляет его для исполнения в банк, в котором открыты счета организации или индивидуального предпринимателя (п.

п. 2, 4 ст. 46 НК РФ). Поручения на списание и перечисление денежных средств могут быть выставлены на один или несколько счетов налогоплательщика в банке. Это зависит от размера задолженности и суммы денежных средств на счете.

Поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком, которому оно адресовано (п. 4 ст. 46 НК РФ). Банк перечисляет денежные средства в бюджет в указанный срок, если средств на вашем счете достаточно для погашения задолженности.

Если же их недостает, банк сообщает об этом налоговому органу (п.

3.1 ст. 60 НК РФ). Поручение в этом случае помещается в картотеку.

Это означает, что его оплата производится по мере поступления денег на ваш расчетный счет (абз. 2 п. 6 ст. 46 НК РФ, п. 2.10 Приказ №700). Если средств окажется недостаточно для погашения задолженности, инспекция вправе будет принять решение о взыскании за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя (п.

7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). После вынесения решения о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества организации инспекция может наложить на него арест (ст.

77 НК РФ). Такая мера позволяет обеспечить исполнение указанного решения.

Итак, решение о взыскании за счет имущества может быть вынесено в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налогов, пеней, штрафов (абз. 3 п. 1, п. 8 ст. 47 НК РФ). Решение о взыскании задолженности за счет имущества принимает руководитель инспекции или его заместитель.

Исполняют решение судебные приставы. Для этого инспекция направляет им постановление о взыскании налоговой задолженности за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя (абз.

2 п. 1, п. п. 4, 8 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ. После поступления постановления налогового органа судебному приставу взыскание налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика осуществляется в соответствии с Законом N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судебный пристав должен произвести взыскание недоимки (пеней, штрафов) за счет имущества налогоплательщика в течение двух месяцев со дня поступления к нему постановления налогового органа. Для этого приставы вправе: 1) наложить арест на имущество, денежные средства, ценные бумаги, изъять указанное имущество, передать его на хранение (п. 7 ч. 1 ст. 64, ст. ст. 80 — 84, 86 Закона N 229-ФЗ), 2) произвести оценку имущества (п.

п. 8, 9 ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

3) проверять финансовые документы, запрашивать необходимую информацию у налогового органа и налогоплательщика, вызывать стороны исполнительного производства и их представителей в предусмотренных законом случаях, производить розыск должника и др. (ст. 64 Закона N 229-ФЗ). Если в установленный срок вы не перечислили сумму задолженности в бюджет, судебный пристав приступает к ее принудительному взысканию.

Прежде всего он изымает у организации (индивидуального предпринимателя) денежные средства.

Сначала они перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, а затем — в бюджет. Если денежных средств нет, пристав изымает иное имущество налогоплательщика и передает его специализированной организации на реализацию (ч.4 ст.69, ч.1 ст 87 Закона 229-ФЗ).

Имущество изымается в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ. После этого судебные приставы завершают исполнительное производство. Если рассмотренные мероприятия, не позволили погасить задолженность в полном объеме, следующим этапом станет банкротство организации или индивидуального предпринимателя и, во многих случаях, прекращение их деятельности.

Поделиться:

С каких счетов могут списать недоимку

Взыскивать недоимку по налогам, пени, штрафы, проценты налоговый орган может только с расчетного счета юрлица или ИП – рублевого или валютного (п. 2 ст. 11, абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Расчетный счет – это счет, открытый на основании договора банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ), согласно которому банк обязуется принимать и зачислять денежные средства владельца счета, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче сумм со счета, проводить другие операции по нему (п.

1 ст. 845 ГК РФ). Для физлиц в части операций, не связанных с предпринимательством, открывают текущие счета, и с них тоже возможно осуществление взыскания (п. 5 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания налоговых долгов со счетов юрлиц и ИП регулирует ст. 46 НК РФ, со счетов физлиц – ст.

48 НК РФ. Подробнее о деталях процедуры взыскания налоговых долгов с юрлиц и ИП читайте в статье .

С каких счетов могут списать? А с каких не имеют право?

В письме МинФина 20.07.2017 N 03-02-07/2/46472 дается ответ на этот вопрос: Указанной статьей не предусмотрено ограничение по обращению взыскания налогов на счета физических лиц — индивидуальных предпринимателей (в том числе текущие счета), определенные пунктом 2 статьи 11 Кодекса, но открываемые не для осуществления предпринимательской деятельности.

На основании пункта 5 статьи 46 Кодекса не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога. Статей 46 Кодекса не предусмотрено обращение взыскания налога на вклады.

Согласно пунктам 9 и 10 статьи 46 Кодекса положения этой статьи применяются также при взыскании сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Таким образом, если вы не платите налоги, страховые взносы, пени или штрафы, то ФНС имеет полное право списать задолженность не только со счета ИП в банке (на котором может не быть денег), но и со счетов, которые вы открыли как физическое лицо. Даже если ваши деньги лежат на вкладе, по истечении срока действия депозитного договора, задолженность все-равно могут списать.

Статья 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

.

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй. Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. . Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй. . Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится последовательно в отношении:

  1. 2) наличных денежных средств;
  2. 4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. 1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке;
  4. 3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

.

В случае взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счёт вырученных сумм.

Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов, страховых взносов не начисляются.