Внеплановая проверка инспекцией труда после несчастного случая


Внеплановая проверка инспекцией труда после несчастного случая

Внеплановая проверка Государственной инспекции труда


14.05.2014 1 775Темы: ,

Статьей 357 Трудового кодекс РФ (далее — ТК РФ) установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. Однако делать они это могут лишь в строго установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядке.Предметом внеплановой проверки Государственной инспекции труда (далее — ГИТ) является как соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, так и выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.Основанием для проведения внеплановой проверки:

  • Поступление в Государственную инспекцию труда:
  • Истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  1. обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  2. обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  3. запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст.

    219 ТК РФ;

  4. наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Важно помнить, что Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) устанавливает запрет на проведение внеплановой проверки, если обращение и заявление не позволяет установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора).ВниманиеПроводить проверку по анонимному обращению инспектор ГИТ не вправе.Между тем анонимные обращения нужно отличать от конфиденциальных обращений, то есть от обращений, в которых работник указал фамилию, имя, отчество, но при проведении проверки просит их не разглашать, иначе говоря, просит соблюсти конфиденциальность.

В этом случае инспектор его фамилию назвать не вправе.

В целях соблюдения требования о конфиденциальности проверяющий может попросить документы не только по заявителю, но и по другим работникам, чтобы, так сказать, «не догадались, кто подал жалобу». Это требование установлено и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», согласно п.

2 ст. 6 которого при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Продублировано это требование и в ст. 358 ТК РФ, согласно которой государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.Таким образом, в случае если гражданин в своем обращении в ГИТ требует соблюдения конфиденциальность при проведении проверки по его заявлению, инспектор обязан будет провести ее так, чтобы работодатель не догадался о личности заявителя.

358 ТК РФ, согласно которой государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.Таким образом, в случае если гражданин в своем обращении в ГИТ требует соблюдения конфиденциальность при проведении проверки по его заявлению, инспектор обязан будет провести ее так, чтобы работодатель не догадался о личности заявителя.

Это может достигаться, в частности, тем, что проверять будут документы по всему структурному подразделению, а при необходимости – по всей организации. И хорошо, если в заявлении поднимается один–два вопроса (невыплата заработной платы, неправомерное наложение дисциплинарного взыскания), однако случается так, что заявитель перечисляет в заявлении практически все возможные нарушения трудового законодательства.

Это будет означать, что в организацию придет запрос на предоставление документов и информации на нескольких листах с требованием предоставить едва ли не всю кадровую и бухгалтерскую документацию, связанную с трудовой деятельностью всех работников.

А если учесть, что срок давности обращения в инспекцию законом не установлен (т.е. заявитель может потребовать провести проверку правильности начисления заработной платы за 2-3, а то и более лет), картина становится совершенно неутешительной.Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки с предъявлением к ней требований, установленных для каждой из этих двух проверок.Внеплановая выездная проверка может быть проведена при причинении (возникновении угрозы причинения) вреда жизни, здоровью работника, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении (угрозы) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органами государственного контроля (надзора), после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).В ч.

12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрены случаи, когда внеплановая выездная проверка может проводиться незамедлительно. К таковым, в частности относится причинение вреда жизни, здоровью граждан. В этом случае инспектор ГИТ извещает органы прокуратуры о проведении соответствующим мероприятий.

Прокурор или его заместитель, в свою очередь, принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.ВниманиеПо общему правилу о проведение выездной внеплановой проверки, работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по обращению или заявлению работника о нарушении работодателем его трудовых прав или о проведении проверки условий охраны труда на его рабочем месте (если это связано с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью работника или угрозой такого причинения), не требуется.Вполне очевидно, что быстро устранить имеющиеся нарушения в данном случае едва ли возможно.

Таким образом, строгое соблюдение требований трудового законодательства с самого начала деятельности организации – самый эффективный способ избежать предписания и штрафа.
Вам может быть интересно:

Новый регламент расследования несчастных случаев на производстве

Вы здесь Опубликовано 2013-05-24 14:09 пользователем hrconsul «Кадровик.

ру», 2012, N 10 НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 20 декабря 2011 г. вступил в действие Регламент, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 N 1065н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве» (далее — Регламент).

вступил в действие Регламент, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 N 1065н

«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве»

(далее — Регламент). Он упорядочил и конкретизировал обязанности должностных лиц при проведении контроля, ограничил продолжительность проведения проверок по соблюдению порядка учета несчастных случаев на производстве и их расследования (не более 20 рабочих дней), уточнил состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур и установил порядок внесудебного обжалования действий должностных лиц. Работнику кадровой службы будет полезно знать, когда, что и как имеет право проверять инспектор Роструда, какими правами и обязанностями обладает организация и что можно сделать, если права нарушаются.

Государственная функция по осуществлению надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве возложена непосредственно на Роструд и его территориальные органы — государственные инспекции труда.

Перечень ГИТ, почтовые адреса, телефоны и адреса электронной почты можно найти в Приложении N 1 к Регламенту.

В необходимых случаях к проведению мероприятий по контролю Роструд может привлекать экспертов и экспертные организации, аккредитованные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689. Этот порядок регламентирован ст. ст. 2 и 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее — Федеральный закон N 294-ФЗ).

Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства плановая выездная проверка не должна длиться более 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год — для микропредприятия. Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается по каждому филиалу (представительству) юридического лица. В случаях, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, период плановой выездной проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Проведение плановых проверок В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проверок является истечение 3 лет со дня: — государственной регистрации данного юридического лица или индивидуального предпринимателя; — окончания проведения последней плановой проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя; — начала фактического осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, в том числе в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о ее начале в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза и более каждые 3 года с периодичностью, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза и более каждые 3 года с периодичностью, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944

«Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

.

Ежегодный план проведения плановых проверок не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, размещается на официальном сайте территориального органа Роструда в сети Интернет. Адрес сайта — www. rostrud. info. Отказаться от проведения проверки можно по следующим причинам: — ликвидация или реорганизация в установленном законодательством порядке юридического лица, прекращение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей проверке; — наступление обстоятельств непреодолимой силы.

О проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется территориальным органом Роструда, проводящим инспекционные мероприятия, в срок не позднее 3 рабочих дней до начала данного мероприятия. Для этого в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляют копию распоряжения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о начале проведения плановой проверки. Распоряжение оформляется в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются имеющиеся в территориальном органе Роструда документы, содержащие сведения о соблюдении работодателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Для проведения документарной проверки уполномоченное лицо может затребовать у организации: — выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности, структуре и общей численности работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя; — персональные сведения о руководителях и главных (ведущих) специалистах, в том числе по охране труда, проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (должности, фамилии, имена и отчества, размер заработной платы); — сведения о проводимых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (на его территории) работах, выполняемых на основе заключенных гражданско-правовых договоров, с указанием реквизитов подрядных организаций; — сведения о результатах проверок данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, ранее проведенных уполномоченными органами федерального государственного надзора по вопросам, связанным с целью проводимой проверки; — данные о состоянии производственного травматизма у данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в течение 3 лет, предшествовавших проверке, с указанием структурных подразделений; — копии журналов регистрации несчастных случаев на производстве, происшедших в течение 3 лет, предшествовавших проверке; — персональные сведения о количестве работников, уволенных работодателем в течение 3 лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), с указанием структурных подразделений, в которых они работали; — копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах; — изданные работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах; — сведения о результатах выполнения мероприятий по устранению причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах.

Указанные документы должны быть представлены в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (уполномоченного должностного лица) юридического лица или индивидуального предпринимателя, в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия либо несоответствие представленных сведений данным, имеющимся в территориальном органе Роструда, информация об этом направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводится проверка, с требованием представить в течение 10 рабочих дней дополнительные материалы и необходимые пояснения в письменном виде.

Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия либо несоответствие представленных сведений данным, имеющимся в территориальном органе Роструда, информация об этом направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводится проверка, с требованием представить в течение 10 рабочих дней дополнительные материалы и необходимые пояснения в письменном виде. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов будут установлены признаки нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, уполномоченное должностное лицо Роструда вправе провести выездную проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя. По результатам плановой проверки уполномоченным работником территориального органа Роструда, проводящим проверку, оформляется акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по типовой форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.

К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (или иному уполномоченному им лицу) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия полномочных представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Роструда. Если выявлены нарушения обязательных требований, уполномоченные работники выдают работодателю предписание об устранении обнаруженных нарушений с указанием сроков их устранения.

Если в ходе проверки установлено, что деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, его филиала, представительства, структурного подразделения, эксплуатация принадлежащих ему зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств непосредственно угрожают жизни и (или) здоровью граждан или такой вред причинен, уполномоченные работники территориального органа Роструда обязаны незамедлительно принять в установленном законодательством порядке меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения. К таким мерам относится применение в исключительных случаях временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг на срок, не превышающий 5 суток, до рассмотрения дела судом в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Проведение внеплановых проверок Основаниями для проведения внеплановых проверок являются: — истечение срока исполнения работодателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований; — издание руководителем Роструда или его территориального органа распоряжения о проведении внеплановой проверки в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; — поступление в Роструд или его территориальный орган заявлений, обращений и иных документов, содержащих сведения о фактах: возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате нарушения работодателями установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве, включая сведения, содержащиеся в представленных работодателями в установленном порядке сообщениях о последствиях несчастного случая на производстве; причинения вреда жизни и здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которых не были расследованы в установленном порядке, в том числе содержащихся в извещениях о пострадавших от несчастного случая на производстве, обратившихся или доставленных в медицинскую организацию, поступивших из медицинских учреждений.

Внеплановые проверки также могут носить документарный и выездной характер. Такая проверка проводится на основании распоряжения руководителя Роструда или его территориального органа (их заместителей), оформленного по установленной форме.

Внеплановая выездная проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном ст.

10 Федерального закона N 294-ФЗ, по типовой форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен быть уведомлен любым доступным способом не менее чем за 24 часа до ее начала. Если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни и здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которого не были расследованы в установленном порядке, либо имеется угроза, что указанные обстоятельства могут возникнуть в результате допускаемых правонарушений, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

При проведении выездной проверки уполномоченный работник Роструда должен предъявить служебное удостоверение и распоряжение о назначении данного мероприятия. Если перед этим не проводилась документарная проверка, то полномочные представители юридического лица или индивидуального предпринимателя должны подготовить необходимые документы, содержащие: — выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности, структуре и общей численности работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя; — персональные сведения о руководителях и главных (ведущих) специалистах, в том числе по охране труда, проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (должности, фамилии, имена и отчества, размер средней заработной платы); — сведения о проводимых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (на его территории) работах, выполняемых на основе заключенных гражданско-правовых договоров, с указанием реквизитов подрядных организаций; — сведения о результатах проверок данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, ранее проведенных уполномоченными органами федерального государственного надзора по вопросам, связанным с целью проводимой проверки (при наличии); — данные о состоянии производственного травматизма у юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в течение 3 лет, предшествовавших проверке, с указанием структурных подразделений (при наличии); — копии журналов регистрации несчастных случаев на производстве, происшедших в течение 3 лет, предшествовавших проверке (при наличии); — персональные сведения о количестве работников, уволенных работодателем в течение 3 лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), с указанием структурных подразделений, в которых они работали (при наличии); — материалы расследования несчастных случаев на производстве, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах (при наличии); — изданные работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах (при наличии); — сведения о результатах выполнения мероприятий по устранению причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах, и последствиях несчастного случая на производстве (при наличии); — сведения о решении прокуратуры о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела по факту несчастного случая на производстве (при наличии). Проведя анализ представленных документов, уполномоченный работник проверяет, насколько тщательно работодатель исполняет обязательные требования при расследовании и оформлении несчастных случаев на производстве, включая достоверность их учета.

Это позволяет понять, не скрываются ли несчастные случаи на производстве. Проводятся следующие действия: — проверка журнала регистрации несчастных случаев на производстве и наличия материалов расследования, зарегистрированных в журнале несчастных случаев в течение 3 лет, предшествовавших проверке; — проверка надлежащего оформления каждого из известных уполномоченному работнику Роструда или его территориального органа, проводящему проверку, конкретных фактов травматического повреждения здоровья работников юридического лица или индивидуального предпринимателя (при их наличии), сведения о которых ранее были получены (предварительно или непосредственно в ходе проверки) в соответствующих лечебно-профилактических медицинских учреждениях (здравпунктах организации, травмпунктах или иных лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих большинство работников данного проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя), включая оформление в установленном порядке несчастных случаев на производстве, в результате которых лечебно-профилактическим медицинским учреждением было рекомендовано перевести пострадавшего на другую работу (без оформления листка временной нетрудоспособности); — выборочный анализ содержания зарегистрированных работодателем актов о несчастных случаях на производстве, происшедших с работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах, в целях выявления их соответствия установленным обязательным требованиям к их оформлению; — выборочный анализ листков временной нетрудоспособности, выданных работникам данного юридического лица или индивидуального предпринимателя в связи со случаями травматического повреждения здоровья (по соответствующим шифрам диагноза) в текущем и предыдущем годах, в целях последующего проведения проверки имеющихся у юридического лица или индивидуального предпринимателя подтверждающих документов и материалов расследования (актов расследования, письменных объяснений пострадавших, их непосредственных руководителей, очевидцев происшествия и т.

д.) и достоверности изложенных в них сведений; — выборочная проверка достоверности расследования несчастных случаев с работниками организации, квалифицированных как несчастные случаи по пути на работу (с работы), в целях установления возможных фактов ошибочной квалификации этих случаев. После анализа указанных документов проводится выборочная проверка фактической реализации предусмотренных в них мероприятий, а также мероприятий, указанных в актах о расследовании несчастных случаев на производстве, ранее происшедших с работниками. По результатам внеплановой проверки уполномоченный работник Роструда или его территориального органа, проводящий инспекционное мероприятие, оформляет соответствующий акт.

Один экземпляр акта представляется под роспись руководителю организации (его представителю). Если проверка выявила, что нарушался установленный порядок оформления несчастных случаев на производстве, устранение которых возможно без проведения дополнительного расследования, то по результатам инспекции уполномоченный работник Роструда или его территориального органа предъявляет работодателю требование о внесении в оформленный акт о несчастном случае на производстве необходимых изменений и дополнений. Данное предписание обязательно для исполнения.

К упомянутым нарушениям относятся следующие: — Акт о несчастном случае на производстве оформлен на бланке неустановленной формы. — В отдельных пунктах акта о несчастном случае отсутствуют сведения, предусмотренные установленной формой данного документа.

В указанных случаях по требованию уполномоченного работника Роструда или его территориального органа, проводившего проверку, оформляется новый акт о несчастном случае на производстве. Прежний акт приказом работодателя признается утратившим силу, о чем работодатель (его представитель) либо должностное лицо, проводившее проверку, информируют пострадавшего или его полномочных представителей и заинтересованные органы, направляя им при необходимости переоформленный акт о несчастном случае на производстве или его копию.

Если в ходе проверки выявлены нарушения, устранение которых не представляется возможным без проведения дополнительного расследования, то проверяющий предъявляет работодателю предписание о проведении в установленном порядке дополнительного расследования несчастного случая либо проводит его расследование самостоятельно в порядке, установленном ст. 229.3 ТК РФ. К нарушениям установленного порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, устранение которых невозможно без проведения дополнительного расследования, относятся следующие: — Несчастный случай фактически не расследован в установленном порядке, либо работодателем неправомерно принято решение об отказе в проведении расследования. — Расследование несчастного случая на производстве проведено комиссией, сформированной с нарушением требований ст.

229 ТК РФ. — Инцидент неправомерно квалифицирован по результатам расследования как несчастный случай, не связанный с производством. — Содержание акта о несчастном случае в части определения причин несчастного случая и лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, не соответствует фактическим обстоятельствам несчастного случая и (или) материалам его расследования.

Подтверждениями факта происшествия несчастного случая являются полученные в ходе проверки: — выписка из медицинской карты и (или) истории болезни пострадавшего, другие медицинские документы, выданные в установленном порядке медицинским учреждением, в которое был доставлен пострадавший после получения им повреждения здоровья; — документы правоохранительных органов, проводивших проверку по факту повреждения здоровья пострадавшего; — письменные объяснения очевидцев происшествия несчастного случая и других лиц, располагающих сведениями о факте повреждения здоровья пострадавшего; — выписки из организационно-распорядительных документов работодателя, подтверждающие, что здоровью пострадавшего был нанесен ущерб при исполнении трудовых (профессиональных) обязанностей; — иные документы, подтверждающие факт повреждения здоровья пострадавшего при исполнении им трудовых (профессиональных) обязанностей.

Уполномоченное лицо вносит информацию об осуществленной проверке в журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Обжалование результатов проверки Обжаловать результаты проверки имеет право как работодатель, так и работник, обратившийся в территориальный орган Роструда с жалобой на нарушение его прав. Обжалование решений, действий (бездействия) уполномоченными работниками Роструда и его территориальных органов в досудебном порядке проводится путем непосредственного обращения соответственно к руководителю территориального органа Роструда, руководителю Роструда в порядке, установленном ст. 361 ТК РФ, либо в Минздравсоцразвития России.

Жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации.

В случае если по жалобе требуется проведение служебной проверки, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении срока рассмотрения заявители уведомляются письменно с указанием причин продления. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.

М. Лапина Уфа Подписано в печать 23.10.2012 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам.

К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя. Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера.

Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер». Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1509

Общие положения

Проверки трудовой инспекции делятся на несколько видов:

  • Внеплановые. Такие проверки не имеют определенной периодичности, и инициируются по мере необходимости;
  • Выездные. В этом случае проверяющий посещает организацию лично, при этом он может не только затребовать документы, но и опросить сотрудников, проверить их рабочие места.
  • Плановые. Проводятся через определенный промежуток времени, по графику.
  • Предварительные. Данный вид проверок похож на расследование. Проводятся они в случаях, если в ГИТ поступил сигнал о несоблюдении трудовых прав, но у инспекторов недостаточно оснований для инициирования внеплановой проверки. При такой проверке инспектор вправе сделать опрос сотрудников, попросить пояснений от работодателя, но предоставление любых сведений носит чисто добровольный характер и не является обязанностью.
  • Документарные. При таких проверках инспектор не посещает организацию, проверяются только документы, которые рассматриваются на территории ГИТ.

Ревизионные мероприятия, проводимые в рамках , часто становятся предметом споров.