Слияние штатов при присоединении учреждения


Слияние штатов при присоединении учреждения

Какие существуют виды реорганизации


Каждый кадровый работник должен знать как корректно провести операцию. Процедура предполагает не мало особенностей и оформление документации.

В ходе работы компания может изменять правовую форму, в том числе и присоединяться к другим объектам хозяйственной деятельности. Она может открывать дополнительные филиалы и иные компании.

И каждая деятельность вправе отнестись к реорганизации.

Потерянные должности: объединение организаций или объединение штатных расписаний

Вы здесь Опубликовано 2012-03-19 11:02 пользователем RabotaHR Надо ли после присоединения одной организации к другой полностью копировать штатное расписание первой во вторую? Может ли штатное расписание предприятия после реорганизации в форме присоединения не включать в себя некоторые должности, занимаемые сотрудниками реорганизуемых предприятий, если никаких процедур увольнения (сокращения) в отношении них не проводилось?

Все должности, занятые на момент присоединения работниками участвующих в реорганизации предприятий, работодатель обязан включить в действующее после присоединения штатное расписание.

Присоединение является одной из форм реорганизации юридического лица, при которой присоединяемое юридическое лицо прекращает свое существование, а его права и обязанности переходят к тому юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение (ст. 57, ст. 58 Гражданского кодекса РФ). Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного лица.

Трудовые отношения при реорганизации юридического лица, в том числе в форме слияния с другим юридическим лицом, регламентирует ст.

75 Трудового кодекса РФ. По общему правилу реорганизация юридического лица не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (часть пятая ст.

75 ТК РФ). Расторжение трудового договора в связи с проведением реорганизации возможно только в том случае, если работник откажется продолжать работать — в этом случае трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ. По смыслу Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1, штатное расписание содержит перечень всех имеющихся в организации должностей и сведения о количестве штатных единиц по этим должностям.

Поэтому присоединившее предприятие обязано после реорганизации включить в свое штатное расписание должности всех работников, которые не отказались от продолжения работы в связи с реорганизацией и которые на момент внесения записи о прекращении деятельности присоединяемого предприятия в ЕГРЮЛ состояли с ним в трудовых отношениях.

Как правило, при реорганизации штатное расписание правопреемника (в данном случае — присоединившей организации) изменяется в целях исключения дублирующих должностей.

Нередко реорганизация сопровождается фактическим сокращением численности или штата работников организаций, участвующих в этом процессе. Специалисты Роструда рекомендуют предприятиям, участвующим в реорганизации, в такой ситуации уведомить работников о предстоящей реорганизации за 2 месяца.

Работники, штатные единицы (штатные должности) которых работодатель, принявший решение о реорганизации, не собирается отражать в новом штатном расписании, могут быть уволены в соответствии с п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников организации (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 05.02.2007 № 276-6-0), а также по иным основаниям, предусмотренным ст.

77 ТК РФ (например, по соглашению сторон).

Обращаем ваше внимание — поскольку правопреемство присоединяющей организации является универсальным (то есть к ней переходят все права и обязанности присоединенного предприятия, в том числе права и обязанности как работодателя), внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия никак не влияет на течение срока уведомления о сокращении (например, если такое прекращение зарегистрировано до истечения двухмесячного срока уведомления). В этом случае в штатном расписании, действующем с момента реорганизации, должны остаться должности (штатные единицы), по которым срок уведомления еще не истек, а впоследствии (по истечении срока уведомления и увольнении каждого работника) штатное расписание будет приводиться в соответствии с запланированной структурой. Кроме того, организация-работодатель вправе после реорганизации принять новое решение о сокращении численности (штата) — в обычном порядке с соблюдением установленного срока уведомления.

В случае, если предприятие в период после реорганизации, когда в штатном расписании будут оставаться «дублирующие» должности, не сможет обеспечить некоторых из таких сотрудников работой, он будет обязан возместить им заработок, утраченный в резльтате незаконного лишения их работодателем возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ). Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Увольнение при реорганизации предприятия

Проведение реорганизационных работ на предприятиях непременно затрагивает каждого сотрудника. Нередко этот процесс сопровождается сменой руководства и сокращениями персонала.

Правильность проведения процедуры и оформления прекращения отношений с частью сотрудников регламентируется законом. Наниматель должен следовать установленным правилам и производить сокращение по указанным нормам.

Понятие

Самый главный вопрос, который волнует многих директоров компании: необходимо ли уведомлять сотрудника при реорганизации предприятия?

Это вынужденная мера, которую необходимо сделать, т.к. при реорганизации юридического лица затрагиваются интересы всех сотрудников.

Когда сотрудники обеспокоены своей собственной безопасностью работы, они с большей вероятностью станут конкурентоспособными с другими, и эта конкурентоспособность может привести к конфликту — иногда даже к насилию.

В то время как конкуренция хороша, конкуренция не является хорошей, когда она создает напряженность и негативные конфликты в организации. Ли Ричардс была писателем с тех пор, как ее работа была опубликована в «Предпринимателе», «Полная женщина» и «Томастер» среди многих других торговых и профессиональных публикаций.
Ли Ричардс была писателем с тех пор, как ее работа была опубликована в «Предпринимателе», «Полная женщина» и «Томастер» среди многих других торговых и профессиональных публикаций.

Имеет степень бакалавра искусств в области психологии в Университете Висконсина и степень магистра в области организационного менеджмента из Университета Феникса.

Проведя модернизацию предприятия, возможно изменение штатного расписание.

Эта процедура допускается, но не является обязательной. Одни должности подлежат упразднению и заменяются на новые. При попадании должности работника под сокращение, его необходимо уведомить за 2 месяца, согласно .

Помимо увольнения такому сотруднику могут предложить перевод на другую должность. Руководители приняли решение провести реорганизацию, должность работника сохраняется, но меняются условия труда (оклад, место работы и т.д.) Уведомление в письменной форме должно быть отправлено также не позднее, чем за 2 месяца, согласно . Сотрудник самостоятельно принимает решение продолжить или прекратить трудовые отношения.

При согласии, оформляется перевод.

Как переводят сотрудников при реорганизации

Рассмотрим как оформляется переход работника при реорганизации.

  1. Также, не оформляется перевод работника в другую организацию, поскольку с точки зрения определения трудового законодательства работник не переводится на выполнение новой функциональной обязанности, или в другое структурное подразделение. Правопреемник полностью заменяет реорганизованное предприятие, а не является его структурным подразделением, поэтому переход работника оформляется дополнительным соглашением к существующему для отражения имевшей место реорганизации.
  2. Согласно ТК РФ новый договор с правопреемником не составляется, а вносятся изменения и дополнения в действующий договор посредством дополнительного соглашения со ссылкой на протокол общего собрания учредителей и приказ руководителя о том, работники реорганизованного предприятия являются работниками организации-правопреемника.

Особенности увольнения руководящего звена

Обычные сотрудники в случае реорганизации имеют больше прав, чем представители руководящего звена. Первых уволить по инициативе работодателя нельзя. А вот с сотрудниками, находящимися на руководящих должностях, дело обстоит куда сложнее.

Даже в Трудовом Кодексе предусмотрена возможность увольнения ряда лиц по желанию нового собственника.

Это касается людей, находящихся на следующих должностях:

  1. главный бухгалтер;
  2. директор;
  3. заместитель директора.

Согласия от самих сотрудников в этом случае не требуется, а вот единогласное решение обязательно – именно на основании него и будет производиться последующее увольнение. Если собственник или собственники бизнеса пришли к выводу о необходимости смены руководящего звена (полностью или частично), действовать придется следующим образом:

  • уведомление руководящего состава о предстоящей реорганизации (в такой же форме, что и для всех остальных сотрудников за исключением упоминания права на сохранение должности);
  • издается приказ об увольнении с указанием сроков и оснований, с ним обязательно ознакамливают под роспись всех участников процесса (это может быть один приказ сразу на всех или отдельный на каждого);
  • не позднее дня увольнения совершается расчет с работниками, им выплачиваются все причитающиеся суммы (кроме зарплаты, не отгулянного отпуска и выплат, предусмотренных трудовым договором, работодатель также обязан выплатить компенсацию в размере трех месячных заработков топ-менеджерам, такая необходимость закреплена в статье 181 Т РФ).
  • новое руководство принимает решение об увольнении всего руководящего состава или отдельных его лиц и отражает результаты в письменной форме;
  • оповещение работника о предстоящем увольнении на основании статьи 81 ТК РФ в виде письменного уведомления (в документе обязательно должны быть указаны сроки увольнения);
  • в трудовых книжках делаются записи об увольнении в соответствии с п. 4 ч.1 статьи 81 ТК РФ, обязательно проставляется дата и номер приказа с решением;

Существуют временные рамки, в течение которых новые владельцы имеют право уволить руководящий состав по причине реорганизации и поставить на их место других людей.

Сделать это можно не позднее 3 месяцев с момента окончания процедуры реорганизации. После этого уволить их по 81 статье не получится – это уже будет нарушение законодательства. Тогда вопрос можно будет решить по соглашению сторон или же уволив человека за какой-либо проступок или профнепригодность.

Тогда вопрос можно будет решить по соглашению сторон или же уволив человека за какой-либо проступок или профнепригодность.

Сокращение штата при реорганизации

Довольно часто при реорганизации учреждения (например при слиянии, разделении, выделении) происходит сокращение численности работников или штата.В Письме Роструда от 05.02.2007 N 276-6-0 по этому поводу отмечено, что реорганизация может сопровождаться фактическим сокращением численности работников или штата организации.

При этом, как правило, изменяется штатное расписание, в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться.В этом случае, как указывают чиновники, можно говорить не о приоритетном праве на прием на работу, а о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности работников или штата. Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию), лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества, работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.Обратите внимание!

Если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется.Согласно ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности работников или штата работники предупреждаются работодателем персонально под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

С письменного согласия работника трудовой договор с ним может быть расторгнут и до истечения указанного срока.Таким образом, за два месяца до реорганизации, которая сопровождается сокращением штата, работники должны быть уведомлены об этом.

Кроме того, работодатель обязан предложить сокращаемому работнику другую имеющуюся у него работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ. Сделать все это можно в одном уведомлении.Следует отметить, что если сокращение численности работников или штата осуществляется в связи со сменой собственника имущества организации, то в силу ч.

4 ст. 75 ТК РФ такое сокращение допускается только после государственной регистрации права собственности новым собственником.

То есть только после регистрации права собственности новый собственник начинает процедуру сокращения.Если работник отказывается работать по новой вакантной должности или такая должность в организации отсутствует, трудовой договор с ним прекращается по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст.

178 ТК РФ).Если трудовой договор расторгается ранее двухмесячного срока, работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере его среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.Обратите внимание, что если работник подлежит увольнению в связи с сокращением штата или численности работников, то замена данного основания для увольнения на увольнение по п.

6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ или по собственному желанию может быть признана судом незаконной, поскольку лишает работника права на получение гарантий, установленных Трудовым кодексом в случае увольнения по сокращению штата.

Какие выплаты положены при реорганизации бюджетного учреждения

ТК РФ установлено, что при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) либо изменении типа государственного или муниципального учреждения трудовые договоры с работниками не расторгаются. Исключением является возможность расторжения трудовых договоров с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером при смене собственника имущества организации.

Рекомендуем прочесть:  Изменения в ст 217 упк рф

С указанными лицами новый собственник может расторгнуть трудовые договоры не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности.

При расторжении трудовых договоров с данными лицами новый собственник обязан выплатить им компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков этих работников (ст. 181 ТК РФ). При равной производительности труда выделяются те работники, которые имеют более высокую квалификацию (уровень образования и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к той или иной категории работников) .2.2.При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:- лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;- работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;- работникам повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы;- семейным — при наличии двух и более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным или основным источником средств к существованию.) .

Предприятие должно компенсировать:

  1. Зарплату за отработанный период – определяется на основании фактически отработанных дней и средней дневной зарплаты.
  2. Денежные средства на период трудоустройства (при реорганизации, приводящей к сокращению персонала) – равны месячной зарплате и выплачиваются на протяжении 1-2 месяцев (в некоторых случаях срок продлевается до 3).
  3. Дни неиспользованного отдыха (ежегодного и дополнительного) — количество дней умножается на среднюю дневную оплату труда.
  4. Премиальные начисления – рассчитываются на основании процентной ставки от оклада, заранее установленной в локальных документах.

Другие выплаты, предусмотренные коллективным договором (по решению работодателя). Пример: Фирма ЗАО «Модуль Плюс» планирует реорганизацию, проводимую в форме слияния с другой компанией в новое юридическое лицо — ОАО «Торг Профи».

О реорганизации федеральных учреждений говорится в отдельном нормативном правовом акте — Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 N 539

«Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»

. Согласно данному Постановлению реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения или выделения.

Решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством РФ.

Выплаты работникам при увольнении по реорганизации предприятия

Когда осуществляется реорганизация и соответствующее сокращение штата, работнику сначала предложат новую работу. Если согласие от сотрудника не будет получено, то придется оформлять увольнение со всеми последствиями. Два положенных законом месяца, пока работник будет продолжать числиться, он должен получать средний месячный заработок.

Эту же сумму ему следует заплатить уже в момент официального расторжения договора. Она будет являться выходным пособием.

У увольняемого сотрудника остается право на стандартную выплату в виде компенсации за неиспользованные отпускные дни.

Ответы:

Любовь_ Опубликовано10 марта 2020 в 07:28 Опубликовано10 марта 2020 в 07:28 Здравствуйте!

В данной ситуации и вообще при любой реорганизации на стадии принятия решения о реорганизации в форме слияния составляется проект штатного расписания вновь создаваемой организации. Работники, чьих должностей не окажется в новом штатном расписании, подлежат сокращению.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. ПИСЬМО РОСТРУДА ОТ 05.02.2007 N 276-6-0 В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение. Сообщаем следующее. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) сама по себе не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками.

Однако реорганизация может сопровождаться фактическим сокращением численности или штата работников организации. При этом, как правило, изменяется штатное расписание, в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться.

В этом случае можно говорить не о приоритетном праве приема на работу сотрудников, а о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется.

В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме. Если он согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.» Таки образом, сокращение работников производится из той организации, в которой у него был заключен трудовой договор. Кроме того, закон не ставит возможность увольнения по сокращению штата в зависимость от наличия других вакансий, а также от того, согласились ли Вы их принять или нет.

Это Ваше личное дело, основание увольнения от этого не меняется. Так как перевод (изменение трудовой функции) может осуществляться только по соглашению сторон.

Отказ работника от перевода (изменением трудовой функции) не является основанием для увольнения работника, такой возможности ТК РФ работодателю не предоставляет.Работодатель может уволить работника, отказавшегося от перевода, ТОЛЬКО по сокращению штата В Вашем случае, если предложат другую должность, имеет место изменение трудовой функции, что приводит к Вашему увольнению по сокращению штатов в случае Вашего отказа от предложенной вакансии. Ирина Шлячкова Опубликовано16 марта 2020 в 20:51 Опубликовано16 марта 2020 в 20:51 Здравствуйте! Сам процесс реорганизации не подразумевает процесс сокращения численности или штата сотрудников, а также переводы и т.д.

Трудовое законодательство гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса работодателя (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При реорганизации сохраняет силу трудовой договор (ст.56 ТК РФ) с обусловленной трудовой функцией(работой по определенной специальности, квалификации или должности согласно ст 15 ТК РФ). В процессе реорганизации, трудовые отношения с работниками либо продолжаются с их согласия в новой (реорганизованной) компании (ч.5 ст.75 ТК РФ), либо прекращаются по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.77 ТК РФ (отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности организации либо ее реорганизацией).

Все остальное делает новый работодатель, который в описанной Вами ситуации может провести процедуру сокращения численности или штата.

Как провести реорганизацию бюджетного учреждения

В настоящее время в России активно ведутся поиски способов повышения эффективности организации и функционирования системы бюджетных учреждений.

Основные направления деятельности в рассматриваемой области были определены еще Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249.

В частности, в соответствии с Концепцией предполагалось провести глубокие преобразования, направленные на уточнение правоспособности бюджетных учреждений.Реорганизация бюджетных учреждений (наряду с таким мерами, как ликвидация и переподчинение части получателей бюджетных средств, привлечение организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных (муниципальных) услуг и т.п.), видится разработчикам вышеозначенной концепции одним из путей разрешения существующих проблем.В настоящем материале будет рассмотрен порядок действий по реорганизации бюджетного учреждения. В том числе мы остановимся подробнее на подготовке документации, вопросах правопреемственности и скрытых нюансах, возникающих в процессе реорганизации.Правовые основы реорганизации Правовые основы реорганизации юридических лиц установлены положениями части первой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). В частности, ст. 57 ГК РФ предусматривает возможность проведения реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Следует различать указанные понятия: — преобразование – это изменение организационно-правовой формы юридического лица; — слияние — прекращение двух или нескольких юридических лиц и образование на их основе нового юридического лица; — присоединение — прекращение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу; — выделение — создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения; — разделение — прекращение юридического лица, когда все его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам. В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом1 и иными правовыми актами2.

В связи с тем, что учреждение является некоммерческой организацией (т. е. организацией, созданной для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан и в иных целях), на него распространяются также положения Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон 7-ФЗ).

В частности, учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается только в случаях, которые установлены законом (п. 2 ст. 17 Закона7-ФЗ). Наконец, следует иметь в виду, что при реорганизации юридического лица подлежат применению и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В частности, государственная регистрация организации, возникшей в результате реорганизации, и внесение в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности реорганизованной организации осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ).Порядок проведения реорганизационных мероприятий Приведем стандартный алгоритм преобразования бюджетной организации на примере федерального учреждения.

Сразу отметим, что все нижесказанное справедливо для учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Итак, если учреждение намерено провести реорганизацию, требуется прохождение следующих этапов.1.

Решение о реорганизации Согласно п.

1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений” решения о реорганизации федеральных государственных учреждений принимает Правительство РФ.

Проекты указанных решений подготавливают федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, по согласованию с Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития), Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития) и Министерством финансов РФ (Минфин России).

Проект решения Правительства РФ о реорганизации федерального государственного учреждения должен предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер ассигнований на содержание реорганизуемого учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Кроме того, в соответствии с п. 2 письма Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176 “О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений” (далее – Письмо № 03-01-01/08-176) в таком решении следует отразить: — основание для принятия решения о реорганизации органа или учреждения; — дату, на которую проводится реорганизация органа или учреждения; — срок проведения реорганизационных мероприятий; — создание органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации органа или учреждения; — источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации; — перечень органов или учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства (далее – активы и обязательства) реорганизуемого органа или учреждения3.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества реорганизуемого учреждения Росимуществу.Обратите внимание! Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяются правовым актом учредителя, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти – распоряжением Правительства РФ.
Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяются правовым актом учредителя, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти – распоряжением Правительства РФ.

При этом орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного балансов (п. 4 Письма № 03-01-01/08-176).2.

Сообщения и уведомленияРегистрирующим органам. Ст. 60 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (т.

е. налоговый орган по месту нахождения учреждения), о начале процедуры реорганизации с указанием того, в какой форме производится реорганизация. Если в реорганизации участвуют два и более юридических лиц (например, при слиянии), такое уведомление направляет юридическое лицо, последним принявшее решение о реорганизации, либо определенное решением о реорганизации. Аналогичное положение содержит п.

1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ. Форма уведомления приведена в Письме ФНС РФ от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ “По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации”. На основании упомянутого уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации (п.

1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).Обратите внимание! В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 23 части первой Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о ее реорганизации или ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такое сообщение направляется по форме С-09-4 (“Сообщение о реорганизации или ликвидации организации”), утвержденной Приказом ФНС России от 21.04.2009 № Таким образом, реорганизуемое учреждение должно направить в налоговый орган и уведомление о реорганизации, предусмотренное ст.60 ГК РФ, и соответствующее сообщение согласно НК РФ. Причем оба документа направляются в трехдневный срок с момента принятия решения о реорганизации.Кредиторам.

Особое внимание при реорганизации юридического лица гражданское законодательство уделяет установлению гарантий прав кредиторов реорганизуемого лица.

Согласно п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обязано в письменной форме уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации.

Это уведомление составляется в произвольной форме.СМИ. После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемое юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц публикуются в журнале “Вестник государственной регистрации”4.

Если в реорганизации участвуют два и более юридических лица, то, как и при уведомлении налогового органа о начале процедуры реорганизации, уведомление о реорганизации публикует юридическое лицо, последним принявшее решение о реорганизации, либо определенное решением о реорганизации, и делает это от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.

В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описываются порядок и условия заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные законом.Внебюджетным фондам.

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (далее – Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о реорганизации или ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения. Уведомление о предстоящей реорганизации, направляемое во внебюджетные фонды, также составляется в произвольной форме, но обязательно на бланке учреждения с подписанием уполномоченным лицом и проставлением печати.

Представлять такое сообщение можно непосредственно (лично) либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.Работникам.

В процессе реорганизационных мероприятий вносятся соответствующие изменения в документы работников, связанные с работой (трудовой договор, трудовую книжку, личную карточку по форме Т-2).

Поскольку меняются существенные условия трудового договора, уведомления об изменении таких условий направлять работнику необходимо в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ. Уведомление работникам составляется в произвольной форме и вручается работнику лично под расписку, либо оно направляется по месту его жительства заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сделать это необходимо не позднее, чем за два месяца до изменения существенных условий трудового договора (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). Кроме того, ч. 5 ст. 75 ТК РФ устанавливает, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, и поэтому никаких уведомлений направлять не требуется.

В таких случаях в трудовые книжки работников просто вносится в установленном порядке соответствующая запись.3. Передаточный (разделительный) баланс Согласно ст. 58 и 59 ГК РФ после завершения всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий, орган (комиссия) учреждения, уполномоченный на реорганизацию, составляет: — при присоединении, слиянии или преобразовании – передаточный акт; — при выделении или разделении бюджетных учреждений – разделительный баланс.

Передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому органу или учреждению составляются в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином России в Инструкции № 128н, и должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Далее передаточный или разделительный баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются учредителю, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти – Минфину России, учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения (п.

4 Письма № 03-01-01/08-176), и в органы Федерального казначейства или органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета в установленном порядке (п. 278 Инструкции № 128н). Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Данные передаточного или разделительного баланса, а также объемы лимитов бюджетных обязательств, объемы финансирования, кассовые и фактические расходы реорганизованного органа или учреждения отражаются на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года вновь созданными или принимающими органами или учреждениями, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемого органа или учреждения.4. Завершение реорганизационных мероприятий Одним из наиболее значимых этапов реорганизации являются регистрационные процедуры, осуществляемые в соответствии с Законом № 129-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ, именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается реорганизованным. Как правило, государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами (подразделениями ФНС РФ) по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц (п.

1 ст. 15 Закона № 129-ФЗ). Исключение составляет случай прекращения деятельности присоединенного юридического лица, когда регистрация производится уполномоченным органом по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение (п.

3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).Обратите внимание!

Использование при регистрации бюджетного учреждения форм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 “О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций” (в частности, ф. РН0002 “Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации” и ф.

РН0009 “Заявление о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации” и т. д.) ошибочно. Согласно п. 5 ст.

1 Закона № 7-ФЗ, действие данного закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом. В связи с этим для государственной регистрации государственного или муниципального учреждения используются формы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439(далее – Постановление № 439), например, форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001). Порядок заполнения приведенных в Постановлении № 439 форм утвержден Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ “О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя”.

В зависимости от формы реорганизации меняется состав документов, которые реорганизуемая организация должна предоставить в регистрирующий орган (см. Таблицу).Перечень документов, предоставляемых реорганизуемой организацией в регистрирующий орган при различных формах реорганизацииПреобразование, слияние, разделение, выделение (ст. 14 Закона № 129-ФЗ)Присоединение (п.

3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ) 1) Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; 2) Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) Решение о реорганизации юридического лица; 4) Договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; 5) Передаточный акт или разделительный баланс; 6) Документ об уплате государственной пошлины. 7) Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, предусмотренных пенсионным законодательством РФ.

1) Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003, утвержденной Постановлением № 439; 2) Решение о реорганизации юридического лица; 3) Договор о присоединении; 4) Передаточный акт. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). Следует помнить, что момент государственной регистрации влечет за собой прекращение/возникновение ряда прав и обязанностей реорганизуемого учреждения.

Как указано в Письме № 03-01-01/08-176, во время работы органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, реорганизуемый орган или учреждение представляет бухгалтерскую отчетность в сроки и в объеме, определенные нормативными актами, установленными Министерством финансов РФ. Таким образом, до даты государственной регистрации все операции, связанные с текущей деятельностью учреждения, отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения. До внесения регистрационных записей в Единый государственный реестр юридических лиц реорганизуемое учреждение исполняет обязанности по уплате налогов и сборов.

Указанное следует из положений ст.50 НК РФ.

Однако реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (п. 3 ст. 50 НК РФ). До даты государственной регистрации и внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое учреждение исполняет обязанности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, что подтверждается п.

4 ст.10 Закона № 212-ФЗ, в соответствии с которым если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. При реорганизации плательщика страховых взносов, уплату страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляет его правопреемник или правопреемники (п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Согласно п.

6 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации” при реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций (подп. 6 ст. 23 Закона № 125-ФЗ). В частности, прежний работодатель обязан передать новому работодателю не только имущество, но и документацию, в том числе по соответствующему передаточному акту трудовые книжки работников, личные карточки по форме Т-2 и т. д. При реорганизации государственных и муниципальных организаций путем разделения или выделения из их состава одной или нескольких организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами, по согласованию с Росархивом (п.

6, 7 ст. 23). И, наконец, как уже говорилось выше, федеральные законы могут устанавливать отдельные особенности реорганизации некоторых видов учреждений (например, порядок лицензирования и аккредитации реорганизуемых юридических лиц5).1.См.

например: ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”, ст. 31 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”, ст. 18 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” и др2.См.

например: раздел VI Устава федерального государственного учреждения “Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации”, утвержденного Приказом Минюста РФ от 16.11.2005 № 220.3. П. 12 Письма ФНС России от 23.01.2009 г. № МН-22-6/64@ “По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации”.4.Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей”.5.

См. п.2 ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”.

  1. , начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г. Москва

Источник: Журнал . В каждом пакете по три онлайн-курса от Центра-онлайн обучения «Клерка». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Реорганизация путем присоединения кадровые вопросы

Довольно часто учреждения реорганизуются.

Как поступить с работниками в таком случае: нужно ли их уведомлять об этом, следует ли их увольнять или это будет перевод, какие записи делать в трудовой книжке? Такими вопросами задается не только кадровый работник, но и бухгалтер, и руководитель.