Порядок проведления ревизии что составляется


VII. Права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в проведении ревизии (проверки)


7.1. Лица, участвующие в проведении ревизии (проверки), имеют право:- осматривать производственные помещения, территорию, оборудование, склады, другие объекты;- проверять наличие денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей в кассе организации, а также мягкого инвентаря, продуктов питания, медикаментов, оборудования, инвентаря, готовой продукции, товарно-материальных ценностей на складах, в кладовых, лабораториях, отделениях и т.д.;- опечатывать кассы и помещения для приема наличных денежных средств, товарно-материальные склады, кладовые, дела и документы, архивы; в необходимых случаях оставлять опечатанными до конца оформления результатов проверки;- требовать представления денежных документов, бухгалтерских регистров, отчетов, бюджетной сметы и сметы по приносящей доход деятельности и расчетов к ним, приказов, хозяйственных и трудовых договоров, личных дел, переписки по вопросам основной деятельности организации, документов, регламентирующих деятельность организации и других документов, необходимых для проведения ревизии (проверки), а при обнаружении подделок, подлогов и других нарушений изымать в установленном порядке необходимые документы;- требовать представления надлежаще заверенных копий документов, необходимых для приобщения к материалам ревизии (проверки);- получать устные разъяснения и письменные объяснения от работников проверяемой организации по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизии (проверки);- запрашивать от других организаций независимо от их подчиненности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемой организацией; проверять в случае необходимости в других организациях правильность отдельных операций, связанных с деятельностью проверяемой организации;- производить взвешивание продуктов питания при закладке в котел и выходе готовых блюд, контрольные обмеры, контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы сырья, материалов и готовой продукции;- привлекать специалистов для проверки качества продукции и выполненных работ, услуг и других вопросов организации производства, соответствия продукции, выполненных работ и услуг государственным стандартам, техническим условиям, нормам и правилам; привлекать в необходимых случаях специалистов соответствующей квалификации для проведения технологических и товарных экспертиз, проверки фактических затрат сырья, материалов, топлива, электроэнергии, проверки состояния зданий, сооружений, условий хранения товарно-материальных ценностей и в других случаях, требующих специальных заключений, указаний;- давать в процессе ревизии (проверки) руководителям и иным работникам проверяемых организаций указания об устранении выявленных нарушений законодательства и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности;- оказывать практическую помощь проверяемым организациям в улучшении их финансово-хозяйственной деятельности в обеспечении сохранности государственных средств;- совершать иные действия, направленные на выполнение программы ревизии (проверки);- иные права, предусмотренные законодательством.7.2. Лица, участвующие в проведении ревизии (проверки), несут ответственность:- за невыполнение или ненадлежащее выполнение ревизионного задания;- за несоблюдение и нарушение требований настоящего Положения.Начальник управления планирования,экономики и контроляМинистерства здравоохраненияУдмуртской РеспубликиН.Н.ПЕРЕВОЗЧИКОВА

Ревизия: понятие и виды

Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия.

В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:

  1. внеплановой. Как правило, внеплановые ревизий проводятся с целью проверки одного из направлений деятельности. В данном случае ревизор не обязан уведомлять проверяемого о ревизии заранее.
  2. комплексной. В таком случае проверке подлежат все показатели деятельности организации (доходы, расходы, остатки ТМЦ и ОС, наличность в кассе и т.п.);
  3. плановой. Компания вправе проводить регулярные ревизии (как комплексные, так и тематические). Регламент проведения проверок, их периодичность и порядок документирования должен быть закреплен в учетной политике компании;
  4. тематической. Такие проверки проводятся в направлении какой-либо деятельности (например, ревизия наличности в кассе, проверка наличия ТМЦ на складе и т.п.). Тематические ревизии проводятся, как правило, в случае необходимости проверки достоверности фактов хищения, укрытия доходов, фальсификации расходов и т.п.;

Приказ Минфина РФ от 14.04.2000 N 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 14 апреля 2000 г. N 42нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯРЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО — РЕВИЗИОННЫМИ ОРГАНАМИМИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВ целях надлежащего обеспечения поставленных перед контрольно — ревизионным аппаратом Министерства финансов Российской Федерации задач и единообразия организации проводимых ревизий и проверок приказываю:Утвердить прилагаемую о порядке проведения ревизии и проверки контрольно — ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации.Министр финансовРоссийской ФедерацииМ.КАСЬЯНОВДанный документ в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста России от 6 мая 2000 г.

N 3452-ЭР). Приложениек Приказу Министерства финансовРоссийской Федерацииот 14.04.2000 N 42нИНСТРУКЦИЯО ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИКОНТРОЛЬНО — РЕВИЗИОННЫМИ ОРГАНАМИ МИНИСТЕРСТВАФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения1. На Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г.

N 273

«Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1288) возложена задача по осуществлению в пределах своей компетенции (предварительного, текущего и последующего) государственного финансового контроля.Последующий государственный финансовый контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации путем проведения ревизии и проверки в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.Указанный вид государственного финансового контроля проводится Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации и контрольно — ревизионными управлениями Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее — контрольно — ревизионный орган) в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г.

N 276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1204) и от 6 августа 1998 г. «О территориальных контрольно — ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст.

1204) и от 6 августа 1998 г.

«О территориальных контрольно — ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст.

4007). 2. При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их результатов работники контрольно — ревизионных органов обязаны руководствоваться Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и иных органов исполнительной власти Российской Федерации, правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и настоящей Инструкцией.3.

Права, обязанности и полномочия контрольно — ревизионного органа определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки4.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.5.

Цель ревизии или проверки (далее — ревизия) — осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.6.

Цель ревизии или проверки (далее — ревизия) — осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.6. Основной задачей ревизии является проверка финансово — хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям: соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;обоснованность расчетов сметных назначений;исполнение смет расходов;использование бюджетных средств по целевому назначению;обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;операции с основными средствами и нематериальными активами;операции, связанные с инвестициями;расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;формирование финансовых результатов и их распределение.

III. Организация и проведение ревизии7.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

8. На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно — ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее — руководителем контрольно — ревизионного органа), и заверяется печатью указанного органа.Работники контрольно — ревизионного органа должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.Работникам контрольно — ревизионного органа, постоянно проживающим и осуществляющим свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удаленность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести в соответствии с настоящей Инструкции ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установленном порядке.9. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер — ревизор) определяются руководителем контрольно — ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно — ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера — ревизора).10. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее — программа ревизии).Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно — ревизионного органа.11.

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово — хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в порядке, установленном настоящей Инструкции.12. Руководитель ревизионной группы (контролер — ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно — технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.По требованию руководителя ревизионной группы (контролера — ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей.

Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером — ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.13.

Ревизия финансово — хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, — сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы. Контрольно — ревизионный орган при необходимости проведения встречных проверок в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, обращается по этому вопросу в контрольно — ревизионные управления Министерства финансов Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, которые обязаны обеспечить в кратчайшие сроки проведение встречных проверок и направление материалов проверок контрольно — ревизионному органу, по просьбе которого произведены проверки. При этом в обращениях должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, счета в учреждениях банка организаций, а также перечень вопросов, подлежащих проверке;организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.14.

Участники ревизионной группы (контролер — ревизор) исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.15. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером — ревизором) ревизии — предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы (контролер — ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно — ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.16.

При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером — ревизором) составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном настоящей Инструкции, и докладывается руководителю контрольно — ревизионного органа. Руководитель контрольно — ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
Руководитель контрольно — ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета. IV. Оформление и реализация результатов ревизии17.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (контролером — ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером — ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы (контролером — ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (контролеру — ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.Руководитель ревизионной группы (контролер — ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно — ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения руководитель контрольно — ревизионного органа или его заместитель направляет запрос для разъяснений в соответствующие подразделения Министерства финансов Российской Федерации или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы (контролером — ревизором) в установленном настоящей Инструкцией порядке для вручения акта ревизии.В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер — ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно — ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.18. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:наименование темы ревизии;дату и место составления акта ревизии;кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);проверяемый период и сроки проведения ревизии;полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;сведения об учредителях;основные цели и виды деятельности организации;имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.19.

В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.В акте ревизии не должна даваться правовая и морально — этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их поступки, намерения и цели.Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.20.

В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.В акте ревизии не должна даваться правовая и морально — этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их поступки, намерения и цели.Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.20. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.21. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации.

На последней странице акта ревизии руководителем контрольно — ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подписывается.Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно — ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.22. Руководитель контрольно — ревизионного органа по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии.23. По результатам проведенной ревизии руководитель контрольно — ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.Кроме того, руководителем контрольно — ревизионного органа материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.24.

Результаты ревизии, проведенной в соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации, решениями коллегии и приказами Министерства финансов Российской Федерации, поручениями руководства Министерства финансов Российской Федерации, обобщаются Департаментом государственного финансового контроля и аудита и письменно докладываются руководству Министерства финансов Российской Федерации вместе с предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение выявленного ущерба.25. Результаты ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с настоящей Инструкции, докладываются этим органам руководителем контрольно — ревизионного органа вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба.

При необходимости этим органам направляются также и материалы ревизии.26. Материалы ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах контрольно — ревизионного органа должны быть оставлены копии: акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке.27.

При этом в делах контрольно — ревизионного органа должны быть оставлены копии: акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке.27.

Результаты ревизии руководителем контрольно — ревизионного органа в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.Контрольно — ревизионный орган обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.28.

Контрольно — ревизионный орган систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актов.В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией, работники контрольно — ревизионного органа обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Задачи и организация проведения ревизии

Задачи внешнего финансового контроля определяются его целями и условиями проведения, полномочиями контролирующего органа и рядом других факторов. При этом определяющими, скорее всего, являются полномочия органов внешнего контроля, так как их регламентация определена законодательными и другими нормативными актами и не может быть расширена или урезана при проведении отдельного контрольного мероприятия.

Первоначальным является определение управляющим субъектом цели контрольного мероприятия, которая должна отвечать критериям законности и реальности (достижимости на современном этапе). Законные цели могут быть нереальными, если:

  • Отсутствует механизм проверки (не разработаны нормативы, нет научного обоснования, надежной методики лабораторного исследования).
  • Отсутствуют необходимые ресурсы (кадры, финансы, техника и т. д.).
  • Отсутствует специальный контрольный орган, обладающий полномочиями на проведение проверки.

Задачи контроля детализируют выбранные цели. Чем шире заявленная цель проверки, тем обширнее может быть перечень детальных задач.

Задачи контроля применительно к каждой цели различны, так как различаются и основные цели. Однако в системе управления задача на одном уровне является целью работы на следующем, более низком уровне, и соответственно требует разработки новых подзадач уже на этом уровне.

Задачи контроля могут быть детализированы по его направлениям, которые также могут рассматриваться применительно к различным уровням организации контроля. Например, проверка налогов на уровне государства относится к компетенции Федеральной налоговой службы, а аудиторская организация может создать отдел налогового консалтинга. На этапе проверки налогов возникают направления проверки налога на прибыль, НДС и т.

д. Основными задачами ревизии являются:

  1. выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;
  2. проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;
  3. проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;
  4. исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

При осуществлении данных задач ревизии должны обеспечить: выявление и мобилизацию имеющихся резервов производства, повышение его эффективности и качества работы; усиление режима экономии в использовании денежных средств и материальных ценностей; укрепление государственной дисциплины; выявление причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений; закрытие каналов хищений материальных ценностей.

Для выполнения основных задач ревизию необходимо проводить по установленным правилам. Рассмотрим основные правила проведения ревизии:

  1. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное имущество и т. п.). Однако не следует проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать непроверенные данные следствию, непродуманно отстранять от работы должностных лиц и пр.).
  2. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала. Например, многие привыкли, что в ходе любой ревизии проверяют кассу. Но неожиданностью для проверяемых может оказаться одновременная внезапная проверка всех касс и кассовых аппаратов организации.
  3. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать. Ревизоры с момента начала ревизии устанавливают контакт с работниками всех структурных подразделений организации, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством ревизуемой организации, затем о них информируют непосредственно заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизорами, и ориентирует их на объективную оценку материалов.
  4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Нельзя говорить об обоснованности ревизии, если игнорируются просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, в частности данные, оправдывающие заинтересованных лиц. Необъективность и связанная с ней односторонность ревизии приводят к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.
  5. Непрерывность. Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т. е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

Порядок проведения ревизии

Проведение ревизии на предприятии — это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.

Ревизионная работа состоит из следующих этапов:

  1. — проведение ревизии в соответствии с программой;
  2. — подготовка и оформление результатов ревизии;
  3. — контроль за выполнением решений по результатам ревизии.
  4. — подготовка к проведению ревизии;
  5. — реализация материалов ревизии;

При необходимости ревизии проводятся по постановлениям органов предварительного следствия или определениям судов. Конкретный перечень подлежащих проверке вопросов в этих случаях согласовывается с органом, назначившим ревизию.

В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа за 3 — 5 дней до начала ревизии назначает своим приказом ревизию проверки финансово-хозяйственной деятельности. В приказе указываются полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы, в том числе руководитель группы, цель проверки и сроки ее проведения.

На проведение ревизии ее членам выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, фамилия, имя, отчество и должность удостоверяемого. До проведения проверки ревизор (члены ревизионной группы) проводят подготовительную работу, связанную с изучением данного предприятия, подготовкой плана и программы проведения ревизии .

При этом изучаются нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого объекта. Изучение деятельности предприятия осуществляется по данным годовой и промежуточной бухгалтерской и статистической отчетности, актам ревизий, проведенных в предыдущие периоды, приказам и постановлениям вышестоящих органов, докладным запискам, объяснениям и заявлениям должностных и других лиц ревизуемого предприятия и вышестоящего органа.

В ходе изучения указанных материалов работники контрольно-ревизионных служб получают определенное представление о размере и характере деятельности проверяемого предприятия, устанавливают недостатки в его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, которые впоследствии проверяются в ходе ревизии. План ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию.

Один экземпляр документов вручается руководителю ревизионной группы (ревизору), а второй остается в делах организации. На основании плана, задач, поставленных перед ревизией и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет программу ревизии. Программа включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за который должна быть проведена ревизия, и используемые способы и приемы контроля.

Она составляется при проведении комплексных, тематических и внеплановых ревизий. Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием плана и программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии, порученных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время поведения ревизии, сроки их выполнения и способ проверки. После приезда на ревизуемое предприятие и ознакомления с конкретными условиями работы в рабочий план могут быть внесены соответствующие дополнения и изменения. При проведении некомплексной ревизии и отсутствии данных о недостатках в работе ревизуемого предприятия осуществляется проверка всей его финансовой и хозяйственной деятельности.

В таких случаях программа ревизии не составляется, а ревизор руководствуется типовой программой. Вопросы, подлежащие проверке, определяются и конкретизируются им самостоятельно исходя из данных, полученных в ходе ревизии. Однако рабочий план проведения ревизии должен быть составлен, так как он обеспечивает более рациональное использование времени, вносит в работу ревизора четкость и организованность.

Ревизор должен оповестить работников ревизуемого предприятия о начавшейся ревизии и ее сроках. По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприятия приказ или распоряжение о проведении ревизии.

После этого производится проверка кассовой наличности (инвентаризация кассы).

При отсутствии кассира помещение кассы опечатывается. Руководитель ревизуемого предприятия предоставляет рабочее помещение, транспорт. Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны предъявлять по требованию ревизора денежные средства и товарно-материальные ценности для их фактической проверки, а также первичные документы, учетные регистры, отчеты, сметы, служебную переписку и другие документы; давать в устной и письменной форме необходимые объяснения и справки; своевременно принимать необходимые меры для устранения выявленных недостатков и нарушений и т.д. При проведении комплексной ревизии руководитель предприятия обязан созвать совещание с руководителями отделов, служб и структурных подразделений, на котором руководитель ревизионной группы представляет всех ее членов, сообщает о цели, задачах и программе ревизии. Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия.

Для этого ревизионная группа (ревизор) изучает размещение аппарата управления, отдельных служб, цехов и других структурных подразделений, места хранения оборудования и товарно-материальных ценностей, подъездные пути и т.п.

Ревизионное обследование является первым этапом проверки непосредственно на месте, и оно позволяет членам ревизионной группы (ревизору) установить недостатки в работе предприятия и отдельных его служб, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и других объектов контроля. Во время обследования предприятия руководитель ревизионной группы (ревизор) должен решить, где и какие товарно-материальные ценности следует подвергнуть контрольной инвентаризации.

Контрольные инвентаризации проводятся, как правило, в начале ревизии.

Вместе с тем они широко применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения, недостатки или расхождения в документальных данных и возникает необходимость в использовании данного приема фактического контроля. До начала проведения документальной ревизии следует ознакомиться с состоянием бухгалтерского учета. Если имеется отставание в учете, то руководитель ревизионной группы (ревизор) совместно с руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия должен наметить мероприятия по его ликвидации.

Одновременно с этим следует выслать всем поставщикам и покупателям, прочим дебиторам и кредиторам извещения о проводимой ревизии с просьбой сообщить о состоянии расчетов и имеющихся претензиях к ревизуемому предприятию. После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится посредством:

  1. — проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы.
  2. — взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;
  3. — контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов и соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов;
  4. — проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;
  5. — проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
  6. — сличения в установленных законодательством случаях и порядке копий платежных документов, имеющихся в ревизуемой организации, с платежными документами, хранящимися в банке;
  7. — сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);
  8. — проверки действительности совершения сделок, получения илиценностей, оказания услуг;
  9. — изучения действующей на проверяемом предприятии системывнутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
  10. — сличения в необходимых случаях и в установленном законодательством порядке имеющихся на ревизуемом предприятии выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документами, являющимися основанием для производства указанных записей;
  11. — проведения встречных проверок, т.е. сличения имеющихся наревизуемом предприятии записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
  12. — контрольных обмеров объемов выполненных работ;

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен регистрировать вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия в своих рабочих документах.

Регистрация установленных фактов в документах должна производиться по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой (содержанием) основного акта документальной ревизии. Такой порядок накапливания материалов ревизии позволяет быстрее и логичнее оформить основной акт ревизии, полнее изложить недостатки, нарушения и злоупотребления, установленные ревизией. На последующих этапах ревизионного процесса оформляются материалы ревизии, реализуются материалы ревизии и организуется контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Изъятия ревизорами необходимых подлинных документов, когда сохранность их в ревизуемом предприятии не гарантируется, а также в случаях выявления фиктивных документов, совершения подделок и подлогов производится на основании письменного распоряжения судебно-следственных и других органов, имеющих на это право.