Нужно ли раскрывать информацию годовой отчет зао на сайте предприятия


Нужно ли раскрывать информацию годовой отчет зао на сайте предприятия

Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности


Согласно п. 1 и 1.1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) публичное акционерное общество и непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50 обязаны раскрывать годовую финансовую отчетность. Из п. 2 ст. 92 Закона об АО следует, что обязательное раскрытие информации, в том числе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется акционерными обществами в объеме и порядке, которые установлены Банком России. Порядок и сроки раскрытия информации установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Банком России от 30.12.2014 № 454-П (далее — Положение о раскрытии информации).

Согласно п. 71.4 Положения о раскрытии информации годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерных обществ раскрывается, в частности, путем опубликования ее текста на странице в Интернете, предоставляемой одним из информационных агентств — распространителей информации на рынке ценных бумаг. Сделать это нужно в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но и не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете) обязательный экземпляр составленной годовой финансовой отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

В ч. 10 ст. 13 Закона о бухучете также установлено, что в случае опубликования финансовой отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, она должна публиковаться вместе с аудиторским заключением. Из п. 5 ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» следует, что ежегодный обязательный аудит проводится в отношении годовой финансовой отчетности юридических лиц, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества.

Следовательно, таким акционерным обществам необходимо провести обязательную ежегодную аудиторскую проверку до окончания срока опубликования аудиторского заключения в Интернете. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст.

193 ГК РФ, п. 2.17 Положения о раскрытии информации). Так, например, годовая финансовая отчетность акционерного общества за 2017 год подлежала опубликованию в Интернете вместе с аудиторским заключением не позднее 5 апреля 2020 г. Акционерное общество, допустившее нарушение срока раскрытия годовой финансовой отчетности (как и любой другой информации), равно как и лицо, занимающее должность единоличного исполнительного органа компании, может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.

2 ст. 15.19 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.

Нужно ли раскрывать информацию годовой отчет зао на сайте предприятия

В условиях активных изменений в законодательстве, в том числе в корпоративном праве и законодательстве о рынке ценных бумаг, некоторые вопросы правоприменения заслуживают особого внимания.

Потому что, с одной стороны, размеры возможных санкций за невыполнение требований закона очень высоки, с другой — сами требования в последнее время существенно изменились.

Одной из таких сфер является раскрытие информации на рынке ценных бумаг1. Законодатель выделяет две основные разновидности раскрытия информации: раскрытие информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах и так называемое обязательное раскрытие информации.

Заметим, что решение об отказе от публичности также принимается большинством в 95% голосов всех акционеров общества (ст.

7.2 Закона об АО). Установление для публичной компании порядка принятия решения об освобождении от обязанности раскрытия, идентичного порядку принятия решения об отказе от публичности, с условием их совместного принятия представляется логичным и обоснованным. Публичное общество по смыслу своего правового положения должно раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, поскольку такая форма раскрытия является одним из необходимых условий для публичного обращения акций ПАО, которые даже если и не обращаются на организованном рынке, то всегда должны быть готовы к этому. Кодексом, следует сделать следующие выводы:

  1. непубличные ОАО с количеством акционеров более 50 обязанность раскрытия информации сохранили, но в меньшем объеме (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность);
  2. ЗАО с количеством акционеров 50 и менее, как и прежде, информацию не раскрывают, а ЗАО с количеством акционеров более 50, напротив, такую обязанность приобрели (в объеме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности).
  3. непубличные ОАО с количеством акционеров 50 и менее от обязанности раскрывать информацию освобождены;

Отдельно следует заметить, что непубличное ОАО, освобожденное от обязанности раскрывать информацию, не обязано также обеспечивать доступ к ранее раскрытым документам и сведениям (устав, списки аффилированных лиц, годовые отчеты и отчетность и т.

д.). Важно В настоящее время все акционерные общества (даже если в их наименовании остались аббревиатуры «ОАО» или «ЗАО») подразделяются на публичные и непубличные и руководствуются в своей деятельности соответствующими положениями законодательства независимо от их наименования (ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Обязанность же раскрывать информацию в соответствии со ст.

92 Закона об АО распространяется теперь на следующие общества:

  1. публичные, в том числе не приведшие устав в соответствие с ГК РФ и продолжающие существовать с наименованием ОАО;
  2. непубличные, в том числе не приведшие устав в соответствие с ГК РФ продолжающие существовать с наименованием ОАО и ЗАО, с количеством акционеров более 50.

При этом публичные общества в соответствии со ст. Федеральным законом от 29.06.2015 № 210-ФЗ. Так, вместо ранее предусмотренного ст.

92.1 Закона об АО для любого АО требования о необходимости принятия решения об обращении в Банк России с соответствующим заявлением большинством в 3/4 голосов акционеров, присутствующих на собрании, в отношении публичных АО теперь введено требование о необходимости обеспечения по этому вопросу квалифицированного большинства в 95% голосов всех акционеров такого общества. Кроме того, в ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ включено дополнительное условие для принятия Банком России решения об освобождении от обязанности раскрытия информации в отношении публичной корпорации — принятие таким обществом одновременно с решением об обращении в Банк России с соответствующим заявлением и решения об отказе от публичности. Введением такой обязанности Банк России унифицировал требования к деятельности публичных корпораций, устранив диссонанс между ними, основанный на различиях оснований и порядка приобретения публичного статуса.

Однако следует учесть, что различия оснований возникновения обязанности раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах влекут и различия в порядке освобождения от такой обязанности. Так, освобождение от обязанности по раскрытию информации в указанных формах, возникшей на основании норм об обязательном раскрытии, осуществляется не в соответствии со ст.
Так, освобождение от обязанности по раскрытию информации в указанных формах, возникшей на основании норм об обязательном раскрытии, осуществляется не в соответствии со ст.

30.1 Закона № 39-ФЗ, а автоматически при смене статуса общества. В настоящее время действует Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв.

Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П. Напомним, что с 01.09.2014 г. все АО делятся на публичные и непубличные общества.

Главным признаком, который отличает публичные АО от непубличных, является размещение ценных бумаг путем открытой подписки для неограниченного круга лиц, а также размещение ценных бумаг на организованных торгах (ст.2 Федерального закона от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Новое в гражданском законодательстве: ЗАО иОАО больше не будет Важно!

За нераскрытие (нарушение порядка) и сроков раскрытия информации установлена административная ответственность в виде штрафа (п.2 ст.15.19 КоАП РФ):-на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Закона об акционерных обществах по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему.

Общество обязано предоставить акционеру по его требованию копию действующего устава общества.

Плата, взимаемая обществом за предоставление копии, не может превышать затрат на ее изготовление. В соответствии с п. п. 69.1, 69.2, 69.4 Положения о раскрытии информации акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано, в частности, раскрывать устав.

Невыполнение акционерным обществом требований, касающихся раскрытия информации в различных формах, является основанием для его привлечения к ответственности по ч.

2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Раскрытие информации: что нужно знать всем акционерным обществам

Источник: ООО Правовой режим раскрытия информации российскими акционерными обществами определяется видом ценных бумаг и порядком их размещения. Статья 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» характеризует публичное размещение ценных бумаг как размещение их путем открытой подписки. В большей степени это относится к приобретению ценных бумаг на торгах фондовой биржи и/или иных организаторов торговли.

В этой связи на практике называют публичными компании, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовой бирже. Обращение акций на фондовом рынке означает их доступность неограниченному кругу инвесторов.

Поэтому законодатель обязывает публичную компанию обеспечить широкую информативность и доступность сведений о себе уполномоченным государственным органам, а также любым заинтересованным лицам в форме раскрытия информации, предусмотренной законодательством о рынке ценных бумаг. Под обязанность раскрывать информацию, таким образом, подпадают все открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие публичное размещение ценных бумаг.

Пункт 1 ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает перечень документов, в обязательном порядке раскрываемых акционерным обществом: годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность; проспект эмиссии ценных бумаг в определенных случаях; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения.

Раскрытие информации, в соответствии с п.

2 той же статьи, осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Основные требования к раскрытию информации определены статьей 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н. Разделом VIII Положения установлено, что акционерное общество, осуществившее публичное размещение ценных бумаг, обязано также раскрывать устав и внутренние документы общества, сведения об аффилированных лицах и дополнительные сведения, например, сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг общества, о приобретении обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества и адрес сайта в сети Интернет, на котором общество публикует годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность.

Положением вменяются акционерным обществам следующие способы раскрытия информации:

  1. обязательное раскрытие информации акционерными обществами.
  2. в форме ежеквартального отчета
  3. в форме сообщения о существенных фактах

Кроме того, в случае размещения ценных бумаг акционерное общество осуществляет раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг. Итак, состав, порядок и сроки раскрытия информации открытым акционерным обществом и закрытым акционерным обществом в случае публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг определены в достаточном объеме указанным Положением. Что же касается большинства российских ЗАО, которые не проводили и не проводят публичного размещения своих ценных бумаг, по смыслу пунктов 8.1.1-8.1.3 главы VIII Положения, обязанности по раскрытию указанной информации у них не возникает.

Однако в отношении непубличных компаний закон также устанавливает определенные правила информативности. Во-первых, при приобретении обыкновенных акций другого акционерного общества.

В соответствии с абз. 29 ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» владелец обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязан раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5,10,15,20,25,30,50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций. Владелец обыкновенных акций направляет эмитенту и в ФСФР уведомление, содержащее сведения об имени или наименовании владельца, наименовании эмитента, государственном номере выпуска (дополнительного выпуска) акций, количестве принадлежащих эмитенту акций.

Иных требований к содержанию и форме уведомления закон не устанавливает.

Сама форма уведомления была рекомендована к применению ФСФР в информационном письме от 18.03.2008 г. № 08-ВМ-03/4874. Таким образом, закрытое акционерное общество должно раскрывать информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций других акционерных обществ.

В отношении публичных компаний, которые обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, информация раскрывается ими в форме не уведомления, а сообщения о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг. Такая информация должна раскрываться путем опубликования в ленте новостей уполномоченных информационных агентств, на странице в сети Интернет и путем направления в регистрирующий орган.

Такая информация должна раскрываться путем опубликования в ленте новостей уполномоченных информационных агентств, на странице в сети Интернет и путем направления в регистрирующий орган. К слову сказать, обязанность иметь сайт в Интернете и опубликовывать в ленте новостей информационного агентства информацию о деятельности общества, существует только у эмитентов эмиссионных ценных бумаг, к которым мы обратились в начале статьи.

Во-вторых, определенный объем информации должны предоставлять в регистрирующий (выпуск акций) орган акционерные общества, самостоятельно ведущие реестр владельцев именных ценных бумаг. Согласно п.3 ст. 44 ФЗ «Об акционерных обществах» общество само может выступать держателем реестра своих ценных бумаг, если число его акционеров (в том числе владельцев акций всех категорий и типов, а также облигаций) не превышает 500. Особенности самостоятельного ведения реестра эмитентами ценных бумаг определяет Приказ ФСФР от 13.08.2009 г.

№ 09-33/пз-н. Приказ распространяется на все акционерные общества, в том числе непубличные ЗАО.

Пункт 2.1. Приказа устанавливает, что акционерное общество, самостоятельно ведущее реестр, обязано разработать и утвердить особый внутренний документ — Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также обеспечить их доступность любому заинтересованному лицу независимо от целей получения данной информации. Таким образом, все акционерные общества, ведущие реестр самостоятельно, обязаны осуществлять раскрытие указанных Правил, обеспечив возможность любому лицу ознакомиться с Правилами в помещении исполнительного органа общества или в помещении, используемом для осуществления функций ведения реестра. По требованию любого заинтересованного лица общество обязано предоставить (направить) ему заверенную копию Правил в течение семи дней бесплатно или за плату, не превышающую затрат на ее изготовление.

Кроме того, акционерные общества обязаны раскрывать Правила в сети Интернет для открытого доступа. При этом публичные компании обязаны размещать их на своей либо любой другой странице в Интернете, используемой для раскрытия годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности и иных обязательных к раскрытию документов.

Все иные ЗАО могут выбрать альтернативный вариант — вместо размещения Правил в сети Интернет разослать заверенные копии Правил всем лицам, зарегистрированным в реестре. Акционерные общества обязаны обеспечить свободный и необременительный доступ к информации, размещенной в Интернете, а также сообщать адрес страницы в Интернете, на которой осуществляется раскрытие Правил, любому заинтересованному лицу. Кроме того, информация о сайте в сети Интернет, на котором осуществляется раскрытие Правил, должна входить в состав ежегодного отчета.

Такая обязанность установлена названным Приказом: все акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, обязаны представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода в территориальные органы ФСФР по месту своего нахождения. Такая отчетность должна содержать следующую информацию:

  1. общие сведения об акционерном обществе (в том числе полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, место нахождения, адрес для направления почтовой корреспонденции, номера телефонов/факса, сайт (страница) в сети Интернет, на которой осуществляется раскрытие правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), осуществляющего(их) проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, сведения о наличии (отсутствии) квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг, адреса электронной почты указанных лиц);
  2. сведения о доле государственной и муниципальной собственности (в том числе наименование уполномоченного государственного или муниципального органа, специализированного государственного учреждения или иного лица, указанного в реестре владельцев ценных бумаг в качестве лица, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, количество обыкновенных акций, доля обыкновенных акций в процентах, количество привилегированных акций, доля привилегированных акций в процентах, «золотая акция»);
  3. сведения о количестве и объемах проведенных операций, связанных с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги, в отчетном периоде с указанием основания проведения операций, количества проведенных операций и количества ценных бумаг, в отношении которых проведена операция по перерегистрации прав собственности: в результате совершения сделки, в результате наследования, по решению суда, в иных случаях.
  4. сведения о количестве размещенных ценных бумаг, количестве лицевых счетов, на которых учитываются ценные бумаги (общее количество лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг, на которых учитываются ценные бумаги, количество размещенных обыкновенных акций, количество размещенных привилегированных акций;

Представляемая отчетность составляется по форме, рекомендованной ФСФР в письмеФСФР от 11.02.2010 г.

№ 10-ВМ-02/2620. Она должна содержать указание на дату ее составления и должна быть подписана уполномоченным лицом акционерного общества с указанием его должности и скреплена оттиском печати.

Закрытые акционерные общества, осуществляющие раскрытие Правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг путем направления заверенных в надлежащем порядке копий Правил лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг, направляют в качестве приложения к отчетности заверенную в надлежащем порядке копию действующих Правил.

До недавнего времени у всех акционерных обществ существовала еще одна обязанность – уведомлять уполномоченный государственный орган о стоимости своих чистых активов. Такое положение было предусмотрено подп.

«ф» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю дату отчетного периода. Однако в последний раз акционерные общества должны были предоставить такие сведения до 31 октября 2011 года. Дело в том, что с 1 января 2012 года в ЕГРЮЛ более не содержатся сведения о чистых активах.

Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 228-ФЗ (далее — Закон). Таким образом, отныне ежеквартально информировать органы ФНС о стоимости чистых активов не придется, однако ее все равно необходимо будет рассчитывать для целей ведения бухгалтерского учета.

Тем более что раздел о состоянии чистых активов теперь должен содержаться в годовом отчете не только акционерных обществ, но и обществ с ограниченной ответственностью. При этом все общества должны обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости их чистых активов.

Для ООО это нововведение, предусмотренное названным Законом — сведения о размере чистых активов, а также иные сведения будут теперь отражаться в новом федеральном информационном ресурсе — Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Единый реестр). Соответствующие изменения Закона вступают в силу с 1 января 2013 года.

Сведения Единого реестра должны быть открытыми, общедоступными и размещаться в сети Интернет.

При этом перечень сведений дублирует сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее-ЕГРЮЛ):

  1. информация о лицензии;
  2. сведения о стоимости чистых активов на последнюю отчетную дату;
  3. запись о создании юрлица, о нахождении в стадии реорганизации или ликвидации;
  4. данные о назначении и прекращении действия полномочий единоличного исполнительного органа;
  5. запись об увеличении или уменьшении уставного кпитала;
  6. иные сведения, которые юрлицо разместит по собственному усмотрению, за исключением той, которая не может распространяться в соответствии с ограничениями законов.
  7. решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ;
  8. решения арбитражного суда о начале процедуры наблюдения;

Таким образом, сведения в Единый реестр вносятся как регистрирующим органом, так и самими юридическими лицами через специального оператора, отобранного Правительством. Для юрлиц срок опубликования сведений составляет три рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта. Причем регистрирующий орган вносит соответствующие сведения бесплатно, а юридические лица — за плату.

Примечательно также, что ответственность за полноту, достоверность и своевременность внесения сведений несет лицо, внесшее сведения. Итак, в скором времени нас ожидает появление альтернативной системы раскрытия информации о юридических лицах – наряду с государственной (ЕГРЮЛ), сведения которой вносятся юрлицом бесплатно при государственной регистрации и доступны любому заинтересованному лицу, в том числе в сети Интернет, дублирующая, отданная частному оператору и платная для юрлиц, вносящих сведения о себе. В этой связи логика законодателя, создавшего дополнительную информационную и материальную нагрузку на бизнес, становится непонятной.

Немаловажным будет отметить, что за нарушение порядка раскрытия обязательной информации Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность.

В 2009 году Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 9-ФЗ были внесены поправки, которые усилили ответственность за нарушение требований законодательства об акционерных обществах: расширили круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, увеличили срок давности привлечения к ней до одного года со дня совершения правонарушения, а самое главное — значительно увеличили размеры штрафов за подобные нарушения.
№ 9-ФЗ были внесены поправки, которые усилили ответственность за нарушение требований законодательства об акционерных обществах: расширили круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, увеличили срок давности привлечения к ней до одного года со дня совершения правонарушения, а самое главное — значительно увеличили размеры штрафов за подобные нарушения. В частности, административная ответственность предусмотрена в отношении публичных компаний за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а равно представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной или вводящей в заблуждение информации.

Такие нарушения караются для должностных лиц штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от одного года до двух лет, для юридических лиц – штрафом от 700 до 1000 тыс. руб. Статья 19.7.3 КоАП предполагает несение ответственности за несоблюдение правил сдачи отчетности в ФСФР (которая, напомним, сдается всеми акционерными обществами ежегодно до 15 февраля): за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в ФСФР отчетов, уведомлений и иной обязательной информации, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации предусмотрены: для должностных лиц — штраф от 20 до 30 тыс.

руб. или дисквалификация, для юридических лиц — штраф от 500 до 700 тыс.руб., для граждан — штраф от 2 до 4 тыс. руб. Наконец, ответственность предусмотрена и за невыполнение в установленный срок законного предписания ФСФР – такое деяние или бездействие карается штрафом для должностных лиц от 20 до 30 тыс.

руб., для юридических лиц – от 500 до 700 тыс.

руб. (ч. 9 ст. 19.5 КоАП) Целесообразно отметить, что на практике встречались случаи, когда неправильная квалификация правонарушения приводила к отмене постановления о привлечении к административной ответственности (см., например, Постановление ФАС УО от 07.09.2010 г. № Ф09-6858/10-С1: постановление о привлечении к ответственности по ст.

19.7.3. КоАП за неисполнение в установленный срок предписания уполномоченного органа о представлении документов отменено ввиду неправильной квалификации правонарушения, поскольку ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП; см. также постановление ФАС УО от 14.05.2010 г.

№ Ф09-3453/10-С1, постановление ФАС ПО от 01.12.2009 г. № А65-16690/2009, постановление ФАС ЗСО от 29.09.2010 г.
№ А70-14476/2009 и др.).

  1. , руководитель отдела регистрации ООО “Гестион-Консалт”

В каждом пакете по три онлайн-курса от Центра-онлайн обучения «Клерка».

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Ситуативная информация

Эта размещается для всеобщего доступа в связи с наступлением какого-либо значимого события — изменения устава АО, изменения стоимости или котировок акций, выявления ошибок в бухгалтерской отчетности.

Стоит также обратить внимание, что общество, получившее освобождение от обязанности раскрывать информацию в установленном законодательством порядке, может приобрести ее вновь при появлении у него условий, указанных законом в качестве оснований возникновения соответствующей обязанности по раскрытию. Целесообразно также отметить разницу между основаниями возникновения обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах и критериями публичности акционерного общества.

Напомним, что согласно ст. 66.3 ГК РФ с учетом разъяснений Центрального банка РФ (см.

письмо от 25.11.2015 № 06-52/10054

«О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ…»

) публичным по общему правилу признается общество, ценные бумаги которого публично размещаются или обращаются на условиях, предусмотренных законодательством о ценных бумагах. Положения о раскрытии в дополнение к предусмотренным законом формам раскрытия (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность) ввел обязанность раскрытия таким обществом сведений о приобретении им более 20% голосующих акций другого акционерного общества.

Новые требования к раскрытию информации в связи со вступлением в силу поправок в ГК РФ

ГК РФ в новой редакции также обязывает акционеров ПАО раскрывать информацию о заключенном корпоративном договоре в пределах, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ФЗ об АО.

Соответствующие изменения ещё не внесены в специальный закон, но, исходя из проекта внесения изменений в данный нормативный акт, можно предположить, что данная процедура будет выглядеть следующим образом. Акционеры, заключившие КД, должны уведомить компанию о данном факте в течение 5 дней с момента его заключения. В данном уведомлении необходимо отразить следующие сведения:

  1. имена или наименования сторон КД;
  2. полное фирменное наименование компании;
  3. дата заключения КД и дата его вступления в силу.

Указанным проектом закона непубличным АО вменяется обязанность вносить в ЕГРЮЛ сведения о наличии КД, предусматривающего непропорциональный объем правомочий акционеров компании, и предусмотренном им объеме правомочий участников компании.

Банк России в своем Письме от 18 августа 2014 г. N 06-52/6680 рекомендовал компаниям, которые отвечают признакам публичности и ЦБ которых находятся в процессе размещения, раскрыть информацию о соответствии их признакам ПАО.

Ответственность за нарушение закона

Нарушение процедуры раскрытия информации публичными компаниями влечет административную ответственность. Основной объем штрафов накладывается по статье 15.19.2 КоАП РФ за нарушения, связанные с порядком и срокам раскрытия информации.

В основном, надзорный орган проверяет факт и сроки собственно раскрытия информации, нежели чем её полноту и достоверность. К примеру, за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо раскрытие информации, вводящей в заблуждение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

В какой момент вступает в силу решение Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации?

Решение Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации вступает в силу:

  1. для АО, обладающих признаками публичности, акции и ценные бумаги которых публично размещаются или публично обращаются, а также наименование которых содержит указание на их публичный статус, — с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого эмитента, не содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом;
  2. для АО, не обладающих признаками публичности, — на следующий день после опубликования в ленте новостей информации о решении Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации.

При этом момент прекращения обязанности по раскрытию информации, зависит от статуса эмитента. Обязанность по раскрытию информации прекращается у:

  1. непубличных АО с числом акционеров более 50, не осуществлявших публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты ликвидации организации, либо с момента снижения числа акционеров — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров составило 50 человек или менее.
  2. публичных АО — либо с даты ликвидации общества, либо с момента утраты организацией публичного статуса — с даты, в которую указанное общество узнало или должно было узнать о внесении в ЕГРЮЛ сведений, не содержащих указание на то, что организация является публичной;
  3. непубличных АО, не осуществлявших публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — одновременно с прекращением обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах;

Обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах прекращается на следующей день после публикации в ленте новостей информации о:

  1. вступлении в силу решения о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг;
  2. вступлении в силу решения о признании несостоявшимся или недействительным выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, либо выпуска биржевых облигаций, либо выпуска российских депозитарных расписок, которые были допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта;
  3. погашении ценных бумаг, не являющихся акциями, в отношении которых зарегистрирован их проспект, либо всех биржевых облигаций или российских депозитарных расписок, в отношении которых бирже был представлен проспект для их допуска к организованным торгам.
  1. , заместитель начальника ГУ Банка России по ЦФО

Международный еженедельник .

В каждом пакете по три онлайн-курса от Центра-онлайн обучения «Клерка». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Рекомендация Р-36/2013-КпР «Раскрытие информации акционерным обществом»

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА «БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» (ФОНД «НРБУ «БМЦ») Разработана Некоммерческой организацией ФОНД «НРБУ «БМЦ» Принята 2013-04-08 (без заседания, по запросу) ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ Необходимо ли акционерному обществу публиковать пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности в связи с вступлением в действие Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ)? РЕШЕНИЕ 1. Открытые акционерные общества обязаны публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в СМИ в порядке, предусмотренном Приказом Минфина РФ от 28.11.1996 №101 (далее – Приказ Минфина №101). 2. Публикация проводится в составе: ­ — Бухгалтерский баланс (в простой или сокращенной форме); ­ — Отчет о финансовых результатах (в простой или сокращенной форме); ­ — Аудиторское заключение (полный текст итоговой части аудиторского заключения, либо мнение (оценка) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности).

3. Акционерные общества не обязаны публиковать приложения и/или пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности в СМИ.

Публикация осуществляется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом. Данные нормы с 01.01.2013 не основаны на Законе, но могут применяться судами вплоть до отмены Приказа Минфина №101.

4. Открытые акционерные общества обязаны, помимо публикации, указанной в п.1 настоящего Решения, публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в сети Интернет в порядке, предусмотренном Приказом ФСФР от 04.10.2011 №11-46/пз-н (Приказом ФСФР №11-46/пз-н). Закрытые акционерные общества, которые проводят (проводили) публичное размещение ценных бумаг, обязаны публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в сети Интернет в порядке, предусмотренном Приказом ФСФР №11-46/пз-н.

Публикация проводится в составе: ­ — Бухгалтерский баланс; ­ — Отчет о финансовых результатах; ­ — Отчет об изменениях капитала; ­ — Отчета о движении денежных средств; ­ — Отчета о целевом использовании полученных средств (в случае наличия); ­ — Иные приложения (пояснения) к бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемые в состав бухгалтерской отчетности, составляемые в табличной и (или) текстовой форме; ­ — Аудиторское заключение (в случае обязательного аудита) бухгалтерской (финансовой) отчетности). 5. Публикация осуществляется не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока — не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту — не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения.

6. В соответствии с пунктом 3 Приказа ФСФР №11-46/пз-н данные нормы вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (Приказ ФСФР №11-46/пз-н опубликован в

«Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

— 20.02.2012 г.) и распространяются на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, подписанную после 01.03.2012 г. Данные нормы, в части открытых акционерных обществ, которые не осуществляют (не осуществляли) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, не основаны на Законе, но могут применяться судами вплоть до отмены соответствующих норм в установленном порядке. ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ Согласно ст.

13 Закона №402-ФЗ с 01.01.2013 г.

действуют следующие нормы: «Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением».

До 01.01.2013 г. применялись нормы ранее действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №129-ФЗ): «Открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям». На основании данных норм был издан Приказ Минфина №101, согласно которому: «1.1.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ подлежит обязательной публикации не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.

1.2. Публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения. Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, который может быть определен уставом общества или решением общего собрания общества».

Данная норма корреспондирует утратившему силу Закону №129-ФЗ, при этом с 01.01.2013 г. она не основана ни на Законе № 402-ФЗ, ни на других Законах. Не может она применяться и с учетом ст.

30 Закона 402-ФЗ. Таким образом, Приказ Минфина №101 подлежит отмене. В то же время, поскольку Приказ №101 зарегистрирован в Минюсте РФ 10.12.1996 N 1209, формально он действует вплоть до его отмены в установленном порядке Минфином РФ, либо признания его недействительным и не подлежащим применению на территории РФ, в судебном порядке. Параллельно с нормами, указанными в п.1, действовали и продолжают действовать нормы ст.

92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон №208-ФЗ): «1. Открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. 2. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг».

П. 2 ст. 92 Закона №208-ФЗ может быть истолкован двумя способами: Вариант 1.

Обязательное раскрытие информации обществом (включая закрытое общество), в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг». Вариант 2. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество (в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг), осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг».

Однако отсутствие запятой после фразы «или иных ценных бумаг» свидетельствует в пользу варианта 1. В случае варианта 2 фраза

«в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг»

должна была бы быть выделена запятыми. В действующей редакции фраза

«осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг»

применяется «в случае публичного размещения обществом облигаций или иных ценных бумаг» независимо от того, является общество открытым или закрытым.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»: «Публичное размещение ценных бумаг — размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах. Не является публичным размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на организованных торгах».

В то же время, во исполнение ст.

92 Закона №208-ФЗ принят Приказ ФСФР №11-46/пз-н.

Согласно разделу 8.1 Приказа ФСФР №11-46/пз-н: Открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: 1) годовой отчет акционерного общества; 2) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества; 3) устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; 4) сведения об аффилированных лицах акционерного общества; 5) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества; 6) дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения. Как следует из Приказа ФСФР №11-46/пз-н, норма о раскрытии информации Обществом истолкована в противоречии с Законом №208-ФЗ исходя из обязанности раскрывать соответствующую информацию любым открытым акционерным обществом, а не только обществом, которое публично размещает облигации или иные ценные бумаги.

Кроме того Приказ ФСФР №11-46/пз-н содержит следующие нормы, которые подтверждают, что в этом аспекте Приказ ФСФР №11-46/пз-н вышел за пределы, которые установлены Законом №208-ФЗ. «Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящим разделом Положения, возникает: для открытых акционерных обществ — с даты государственной регистрации открытого акционерного общества; для закрытых акционерных обществ — с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг закрытого акционерного общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения).

Акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Таким образом, данные нормы, в части открытых акционерных обществ, которые не осуществляют (не осуществляли) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, не основаны на Законе, но могут применяться судами вплоть до отмены соответствующих норм в установленном порядке.

Объём и порядок раскрытия информации Обществом Согласно разделу 8.3 Приказа ФСФР №11-46/пз-н: «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается: 1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока — не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту — не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения; 2) в составе ежеквартального отчета акционерного общества — эмитента за первый квартал в соответствии с главой V Положения в случае если акционерное общество — эмитент в соответствии с настоящим Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

В случае если в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров, были внесены изменения и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров, акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров акционерного общества. Текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока — с даты его опубликования в сети Интернет».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним».

Согласно Приказу Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»

(ПБУ 4/99)»: «5. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту». Согласно Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» утверждены следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: а) форма отчета об изменениях капитала; б) форма отчета о движении денежных средств; в) форму отчета о целевом использовании полученных средств.

В этом же приказе установлено, что иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (пояснения):

«а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме; б) содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к Приказу»

.