Какие действия государства предполагает общая защита культурных ценностей


Какие действия государства предполагает общая защита культурных ценностей

Нейтральная зона


В качестве экстренной меры стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать в районах осуществления боевых действий нейтральные зоны, предназначенные для защиты следующих лиц:• раненых и больных; • медицинского персонала для ухода за ними; • не принимающих участия в военных действиях гражданских лиц, которые, находясь в нейтральных зонах, не выполняют работ военного характера. В качестве обозначения такой зоны используют знак: белый квадрат с красной полосой по диагонали (рис. 21).

Рис.

21 Воюющая сторона несет ответственность за правильное использование отличительного знака. Он должен быть настолько большим и хорошо видимым, насколько это позволяет конкретная тактическая обстановка (например, ночная подсветка, видимость в инфракрасных лучах). Любое использование эмблемы для целей, не предусмотренных международными договорами, запрещено и подлежит преследованию по закону.

Создание нейтральной зоны часто сопровождается ее демилитаризацией (запрещением сохранять на ней старые и возводить новые укрепления, держать войска, создавать военно-промышленные объекты).

История правовой защиты культурных ценностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

А.

С. Соколова ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Работа представлена кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Научный руководитель — доктор философских наук, профессор С. Н. Иконникова В статье рассмотрена эволюция идеи о необходимости охраны произведений искусства во время войн и международных конфликтов, начиная с античности и заканчивая нашим временем.

Также автор описывает деятельность по охране культурных ценностей таких международных межправительственных организаций, как ЮНЕСКО, Интерпол, Всемирная таможенная организация и др.

Ключевые слова: сохранение культурных ценностей, охрана, международное культурное сотрудеичество.

A. Sokolova HISTORY OF LEGAL PROTECTION OF CULTURAL VALUES The paper is devoted to the evolution of the idea about the necessity to protect works of art during wars and international strives from antiquity and up to our time. The author describes the activity on protection of cultural values of such international intergovernmental organisations as UNESCO, Interpol, the World Customs Organisation, etc.

Key words: conservation of cultural values, protection, international cultural cooperation. Зарождение и нормативная регламентация защиты культурных ценностей и объектов прошли долгий путь развития, совершенствования, обновления. История развития международной охраны культурных ценностей показывает закономерности в зарождении правовых норм, обусловленные практическими потребностями, и может быть разделена на несколько наиболее важных этапов: Античность, Средневековье (до Ренессанса); начало Ренессанса до первых попыток международно-правовой регламентации (конец XIX в.); международно-правовая регламентация в период Первой мировой войны; от Первой мировой войны до конца Второй мировой войны и до наших дней.

Путь, который пришлось пройти идее охраны произведений искусства до этапа обеспечения им международно-правовой защиты, был сложным. Характер международных отношений не всегда обеспечивал принятие международных мер в этом направлении.

Непрерывные межгосударственные конфликты и войны, слабое сотрудничество и совершенно недостаточные попытки международно-правовой регламентации препятствовали созданию норм защиты культурных ценностей. В историческом прошлом почти не существовало правил ведения войн.

«Законы войны» уже сами по себе давали право воюющим сторонам пользоваться любыми средствами. Захваченные города подвергались разрушению без каких-либо ограничений. Так были разрушены культурные центры Карфаген, Коринф и др.

За счет разграбления завоеванных стран процветали завоеватели.

Древний Рим, завоевывая одну страну за другой, грабя и порабощая народы, превратился в огромную империю, утопающую в роскоши.

Верхом доблести считался вывоз культурных ценностей. В средние века, вплоть до Ренессанса, не произошло существенных изменений в отношении культурных ценностей и объектов ни в законодательном, ни в практическом смысле.

Не было какой-либо международно-правовой регламентации по установлению их статуса, правового режима, правил передвижения и т. п. Вопрос сводился в лучшем случае к моральным соображениям, и сдерживающим фактором была лишь личная заинтересованность отдельных граждан в сохранности культурных ценностей.

п. Вопрос сводился в лучшем случае к моральным соображениям, и сдерживающим фактором была лишь личная заинтересованность отдельных граждан в сохранности культурных ценностей. Войны, которые велись по религиозным соображениям (например, нашествие арабов, турков-османов и т.

д.), приводили к систематическому уничтожению культурных ценностей народов иной веры.

Ренессанс в искусстве и культуре как Запада, так и Востока коренным образом изменил отношение к духовному творчеству человека. Возросло уважение к произведениям искусства и их создателям; значительно повысилось чувство моральной ответственности государства за сохранение культурных ценностей и объектов, и хотя все еще не существовало норм международно-правовой защиты, эта проблема уже стояла.

Не случайно один из основателей международно-правовой науки Альберико Джен-тили первым ставит вопрос о защите пред- метов искусства в работе «О праве войны».

Гуго Гроций также фактически ставит этот вопрос (хотя он и не говорит конкретно «о предметах искусства»), возражая против разрушения в ходе войны объектов, не связанных с военными операциями [6]. Швейцарский юрист Эммер де Ватель пишет:

«По какой бы причине ни разорялась страна, на ее территории должны быть сохранены строения, которые делают честь человечеству и не прибавляют ничего к мощи врага, а именно: храмы, могилы, общественные строения и сооружения выдающейся красоты»

[2, с. 95]. Это были первые попытки защиты от жесткого и бессмысленного разрушения прекрасных архитектурных и скульптурных памятников, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Более активно на защиту культурных ценностей выступил Конвент Великой французской революции, который выдвинул идею охраны памятников культуры и произведений искусства. Декретом Конвента 1791 г. впервые исторические культурные памятники были объявлены всенародным достоянием, а частные коллекции были национализированы.

Однако в период Наполеоновских войн начинается массовое и систематическое разграбление крупнейших мировых собраний искусства и их вывоз во Францию. Огромное количество культурных ценностей привозится во Францию из Италии, Испании, Пруссии, Австрии, Египта и других стран. После поражения Наполеона, по решению Венского конгресса 1814-1815 гг., часть из них возвращается в страны, из которых они были вывезены.

Так в Италию вернулись такие шедевры, как «Венера Медичи» и «Аполлон Бельведерский», что явилось результатом личных переговоров итальянского скульптора Кановы.

На протяжении XIX в. все чаще общественное мнение склоняется в пользу охраны культурных ценностей, в особенности во время войн.

Но проблема не находит своего решения вплоть до второй половины XIX в., когда начинают приниматься юридические акты, запрещающие уничтожать и грабить культурное достояние народов.

Формируются нормы обычного международного права о реституции имущества, незаконно изъятого и вывезенного одним государством с оккупированной территории другого. Гаагская конвенция 1907 г. стала первым международным соглашением, запрещающим разрушение памятников культуры и их конфискацию во время военных действий, которая существенно повлияла и на институт реституции. В качестве предпосылки к Гаагской конвенции 1907 г.

несколько слов необходимо сказать о Бернской конференции, на основании которой 8 сентября 1886 г.

(за двадцать с лишним лет до Гаагской конференции) возник Международный союз для охраны произведений литературы и искусства — Union Internationale pour la Protection des oeuvers Litterailes et Alstitiques. Самое интересное, что недавно образовавшаяся Германская империя была среди основателей союза. Немецкое правительство стремилось активно развивать сотрудничество с другими странами, добиваясь роста влияния своей державы на международной арене.

Более того, Германия выступала в качестве защитника культурных ценностей, проповедуя заботу и внимание к ним.

Интересно, насколько разнятся между собой стремления правителей Веймарской республики и позже гитлеровцев.

В 1899 г. на мирной конференции в Гааге были кодифицированы обычные нормы, регулирующие законы и обычаи войны.

На 2-й мирной конференции в Гааге в 1907 г. конвенции были доработаны и вошли в историю как Гаагские конвенции о законах и обычаях войны. На институт реституции культурных ценностей эти конвенции повлияли непосредственным образом. В 1907 г. в Гааге была созвана Вторая конференция (15 июня — 18 октября 1907 г.).
В 1907 г. в Гааге была созвана Вторая конференция (15 июня — 18 октября 1907 г.).

в ней принимали участие страны Европы, Азии и Америки.

Во второй Гаагской конференции имеется несколько текстов, относящихся к защите культурных ценностей во время войны. Международно-правовая защита, в соответствии с Гаагскими конвенциями, распространяется на все здания культурного и научного предназначения, имущество, использующееся для тех же целей, а также исторические памятники.

Гаагские конвенции от 1899 и 1907 гг. представляют собой исключительно важный этап в процессе формирования международной защиты культурных ценностей и институтов.

Они свидетельствуют о том, что пройденный долгий путь зарождения и развития идей защиты этих объектов привел к определенным результатам.

Что касается регламентации защиты культурных ценностей и объектов в мирное время, то в это время она еще не представляет собой предмета международного права.

Значительный ущерб культурным ценностям и памятникам Европы нанесла Первая мировая война. Был зарегистрирован ряд нарушений установленных международных норм.

Но в тот период, принимая во внимание военную ситуацию, не предпринимались попытки улучшить правовую регламентацию защиты культурных ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В 1919 г. в Париже проходят мирные конференции, созванные для урегулирования проблем по защите и охране культурных ценностей, возникших в результате Первой мировой войны.

В Парижских мирных договорах 1919 г.

содержатся прежде всего положения, касающиеся ответственности за нарушение правил ведения войны, в том числе и за нарушение норм защиты культурных ценностей и объектов. Активную деятельность в поддержку целостной разработки мер международно-правовой защиты культурных ценностей и институтов вел великий русский художник, поэт, ученый, гуманист и общественный деятель Николай Константинович Рерих, который выдвинул идею необходимости особой охраны древних национальных сокровищ, переросшую затем в концепцию возрождения человечества через спасение мировой культуры.
Активную деятельность в поддержку целостной разработки мер международно-правовой защиты культурных ценностей и институтов вел великий русский художник, поэт, ученый, гуманист и общественный деятель Николай Константинович Рерих, который выдвинул идею необходимости особой охраны древних национальных сокровищ, переросшую затем в концепцию возрождения человечества через спасение мировой культуры.

Н. К. Рерих предложил императору Николаю II предпринять серьезные государственные меры по всенародной охране наших культурных сокровищ.

Предложение было рассмотрено, но государственных мер приня- то не было.

Неуспех в этом деле не обескуражил Н.

К. Рериха, и он привлекает к этому вопросу внимание всемирно известных деятелей искусства, культуры, а также видных общественных деятелей.

В 1929 г. французские специалисты в области международного права Ж.

Шклявер и Жуффр де ля Прадел разрабатывают в подробностях текст проекта международного соглашения, получившего название «Пакта Рериха».

Проект Рериха встретил понимание и получил поддержку со стороны многих видных мыслителей того времени — Р. Рола-на, Б. Шоу, Т. Манна, А.Эйнштейна, Р. Тагора и др. В Нью-Йорке, Париже и других городах были образованы комитеты, деятельность которых была направлена на воплощение этой идеи в указанный международно-правовой акт.

Тагора и др. В Нью-Йорке, Париже и других городах были образованы комитеты, деятельность которых была направлена на воплощение этой идеи в указанный международно-правовой акт. Пакт Рериха получил одобрение Бюро международной службы музеев и был передан на рассмотрение Комиссии интеллектуального сотрудничества Лиги наций.

В 1931 и 1932 гг. состоялись две международные конференции в Брюсселе (Бельгия), участники которых подвергли пакт обсуждению и выступили с предложением превратить его в международно-правовой акт. В 1935 г. в Вашингтоне состоялась конференция, посвященная Пакту Рериха, в работе которой принимали участие официальные представители американских государств.

15 апреля 1935 г. пакт был подписан.

От имени США его подписал лично Франклин Рузвельт. Принятый американским государством Пакт Рериха явился первым соглашением, всецело посвященным проблеме защиты культурных ценностей, которое было не только удачно разработано, но и успешно заключено.

В 1938 г. на основе пакта был завершен Проект конвенции. Он был предоставлен на обсуждение Совету и Ассамблее Лиги Наций.

На голландское правительство была возложена организация созыва международной конференции для его обсуждения, разработки окончательного проекта и принятия. Начавшаяся Вторая мировая война помешала проведению этой конференции [1]. Дальнейшее развитие института права защиты культурных ценностей произошло в связи с событиями Второй мировой войны.

Дальнейшее развитие института права защиты культурных ценностей произошло в связи с событиями Второй мировой войны. В Декларации Правительств США, СССР, Великобритании, 15 стран антигитлеровской коалиции и Французского национального комитета от 5 января 1943 г. говорилось, что члены антигитлеровской коалиции намерены сделать все возможное

«для ликвидации методов лишения собственности, практикуемых правительствами, с которыми они находятся в состоянии войны»

[3, с.

337]. В соответствии с этим заявители

«.полностью резервируют за собой право объявлять недействительными любую передачу или любую сделку в отношении собственности, прав и интересов любого характера, находящегося или находившихся на территориях, оккупированных или подпавших под контроль -прямой или косвенный, правительств, с которыми они находятся в состоянии войны, принадлежащих или принадлежавших лицам, включая юридические лица, пребывавшим на таких территориях»

[3, с. 338]. Более того, предупреждение сохраняло силу и в том случае, если изъятие собственности носило форму не только открытого грабежа или разбоя, но и было завуалировано в форму законной сделки. Это предупреждение было сделано в ответ на политику открытого разграбления собственности оккупированных государств, проводимую фашистской Германией и ее союзниками.

Национальные законы стран, подписавших вышеуказанные конвенции, должны с ними соотноситься, более того, на их основе принимать соответствующие документы (законы, постановления, указы) для их реализации. Основной международной межправительственной организацией, которая занимается решением широкого круга проблем международного и научного сотрудничества, включая охрану культурных ценностей, является Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Деятельность ЮНЕСКО распространяется фактически на все страны ми- ра.

Она была создана в Лондоне в 1945 г.

на конференции 44 государств. Членами ее являются 160 государств мира. ЮНЕСКО оказывает помощь государствам-членам при осуществлении мероприятий по охране их культурного наследия, способствует обмену информацией в этой области, осуществляет подготовку международных конвенций и рекомендаций, проводит консультации по разработке национального законодательства и др.

В ноябре 1999 г. на 30-й Сессии Генеральной Конференции был учрежден

«Международный фонд по возвращению культурных ценностей в страны их происхождения и по их реституции в случае незаконного присвоения»

.

В задачи фонда входит поддержка государств-членов в их борьбе с незаконной торговлей культурными ценностями, в частности, приоритетными направлениями являются обучение сотрудников музеев, таможни и других лиц, работающих в сфере охраны культурных ценностей, а также укрепление систем музеев. Также ЮНЕСКО сотрудничает с такими организациями, как Международный совет музеев (ИКОМ), Интерпол, УНИДРУА, Всемирная таможенная организация. ИКОМ — международная неправительственная организация, созданная в ноябре 1946 г., но начала функционировать в мае 1947 г., штаб-квартира этой организации находится в Париже.

Организация насчитывает 17 тыс.

членов из большого числа стран. Активное участие в работе ИКОМ принимает российский комитет Международного совета музеев.

Особое внимание ИКОМ уделяет борьбе с нелегальной торговлей культурными ценностями, проблеме безопасности экспонатов, возвращению и реституции культурных ценностей в страну происхождения.

Поскольку проблема реституции решается на основе двусторонних соглашений, ИКОМ оказывает помощь в заключении таких соглашений.

Создан комитет ИКОМ, который изучает различные проблемы, связанные с реституцией (сохранение и идентификация объектов, составление списков и т. д.). Другой межправительственной организацией является Интерпол — международная организация уголовной полиции.

Членами Интерпола состоят 179 государств, в том числе и Россия. Устав Интерпола был принят в 1956 г., в каждой стране-члене имеется Национальное центральное бюро. Интерпол играет важную роль в деле розыска похищенных культурных ценностей, централизует, анализирует и публикует информацию о похищенных ценностях [4].

Наряду с Интерполом действует также Всемирная таможенная организация (ВТО) — всемирный центр таможенной экспертизы, членами которого являются 161 страна. Еще одна международная организация -Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИДРУА). Институт был учрежден в качестве вспомогательного органа Лиги Нации на основе соглашения, подписанного 3 октября 1925 г.

между правительством Италии и Советом Лиги Нации.

Официальное открытие УНИДРУА состоялось 30 мая 1928 г.

в Риме, где с этого времени располагается его штаб-квартира [5].

Членами УНИДРУА являются 59 государств. Российская Федерация является членом УНИДРУА как правопреемник СССР.

Устав УНИДРУА вступил в силу для СССР 1 января 1990 г. Таким образом, проблемы, связанные с защитой культурных ценностей, появились еще в античности, но только к началу XX в. эти проблемы были сформулированы и прописаны в Гаагских конвенциях, которые запрещают разрушение памятников культуры.

Сохранение и охрана культурных ценностей — это неотъемлемая часть международного культурного сотрудничества, без осуществления которого не может быть обеспечено взаимопонимание между народами.

Активное участие России в деятельности таких авторитетных межправительственных организаций, как ЮНЕСКО и Интерпол, а также такой неправительственной организации, как ИКОМ, имеет большое значение для обеспечения сохранения нашего культурного достояния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. АлтыновИ. Проблема защиты культурных ценностей в случае войны. М.: Эксмо, 1993. 158 с. 2. Ватель Э.

Право народов. М.: Экос, 1995.

125 с. 3. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М.: Межд.отн., 1998. Ч. 1. 402 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 4. Волеводз А.

Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества.

М.: Проспект, 2000. 210 с. 5.

Комаров А. С. Международный институт унификации частного права // Внешняя торговля.

1993. № 11. С. 28-29. 6. ТункинГ.

И. Международное право. М.: Зерцало-М, 1999. 64 с. REFERENCES 1. AltynovI. Problema zashchity kul’turnykh tsennostey v sluchaye voyny.

M.: Eksmo, 1993. 158 s. 2. Vatel’E. Pravo narodov. M.: Ekos, 1995.

125 s. 3. Vneshnyaya politika Sovetskogo Soyuza v period Otechestvennoy voyny. M.: Mezhd.otn., 1998. Ch. 1. 402 s. 4. Volevodz A. G. Mezhdunarodny rozysk, arest i konfiskatsiya poluchennykh prestupnym putem denezhnykh sredstv i imushchestva.

M.: Prospekt, 2000. 210 s. 5. Komarov A. S. Mezhdunarodny institut unifikatsii chastnogo prava // Vneshnyaya torgovlya. 1993. N 11. S. 28-29. 6. Tunkin G.

I. Mezhdunarodnoye pravo. M.: Zertsalo-M, 1999.

64 s.

Что такое культурные ценности? Каково их определение?

Согласно праву войны или, как его официально называют, международному гуманитарному праву (МГП), культурные ценности — это объекты движимого или недвижимого имущества, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа.

Например, это могут быть памятники архитектуры или истории, места археологических раскопок, произведения искусства или книги.Критерий заключается в том, что они должны представлять определенную ценность. Не всякая церковь или памятник подлежат защите как культурные ценности, однако они пользуются защитой МГП в качестве гражданских объектов. Действительно, во многих случаях оценка объекта для отнесения его к числу культурных ценностей — сложный и даже спорный процесс.

Красный крест и красный полумесяц на белом фоне

Это одни из старейших международных отличительных знаков.

Еще в 1863 г. изображение красного креста на белом поле было официально признано в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым, а с 1864 г. — медицинских служб вооруженных сил.

Чуть позднее, с 1876 г., с той же целью стали использовать изображение красного полумесяца на белом поле (рис. 15). В настоящее время правила использования этих знаков закреплены в Женевских конвенциях 1949 г.

Рис.

15 Во время вооруженного конфликта эмблемы красного креста и красного полумесяца используют:• военные медицинские службы; • гражданские медицинские службы, национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца и другие добровольные общества по оказанию помощи, с разрешения официальных властей; • Международный комитет Красного Креста и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца; • военный духовный персонал и гражданский духовный персонал (только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны); • транспортные средства и объекты, здания, оборудование, предназначенные для оказания помощи раненым и ухода за ними. Находясь под защитой международного гуманитарного права, они ни при каких условиях не могут быть объектами для нападения и должны пользоваться уважением и покровительством со стороны воюющих. Эмблемы красного креста или красного полумесяца следует использовать исключительно для защиты тех, кто имеет на это право.

Поэтому использование эмблем для того, чтобы вызвать доверие противника и, воспользовавшись этим, убить его или нанести его здоровью серьезный ущерб, согласно нормам международного гуманитарного права рассматривается как акт вероломства и подлежит судебному преследованию. К таким действиям, например, относятся использование защитной эмблемы красного креста или красного полумесяца на военных объектах, а также использование медицинских объектов для укрытия вооруженных комбатантов, размещения оружия и военной техники или оборудования их под наблюдательный пост.

В подобных случаях после четкого и исчерпывающего предупреждения может наступить прекращение предоставления защиты медицинским подразделениям и объектам, что крайне опасно для жизни и здоровья людей, действительно нуждающихся в защите.

Похожие работы на — Защита культурных ценностей в военное и мирное время

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?