Фз о предупреждении распространения вич инфекции


Оглавление:

Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека


(наименование в редакции, введенной в действие с 10 августа 2010 года , — см. )1. Медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, определяется Правительством Российской Федерации.Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинским работникам и указанным лицам, выполняющим аналогичные функции, из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам и указанным лицам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.(Абзац в редакции, введенной в действие ; в редакции, введенной в действие ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года .

— См. )Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.(Абзац в редакции, введенной в действие ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года . — См. )(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 августа 2010 года .

— См. )2. Медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат (абзац в редакции, введенной в действие с 10 августа 2010 года , — см. ):абзац утратил силу — — см. ;обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , — см.

)

Скачать закон о ВИЧ-инфекции

Федеральный закон №38 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» содержит 5 глав и 26 статьи. В законе обозначено, что все ВИЧ-инфицированные граждане имеют право на бесплатное освидетельствование болезни и в случае ее обнаружения на бесплатную медицинскую помощь.

Согласно положениям закона, медицинские работники обязаны создать комфортные условия для осмотра и лечения ВИЧ-инфицированных. Хотите подробнее ознакомиться с положениями ФЗ-38? Скачайте его по . —> Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

  1. — все регионы РФ.
  2. — Москва и обл.;
  3. — Санкт-Петербург и обл.;

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

  1. «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»
  2. «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации»
  3. «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 3 мая 2020 г.

    N 189 «О стипендиях Президента Российской Федерации серебряным и бронзовым призерам Олимпийских игр, достигшим пенсионного возраста»

Статья 5.

Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

1.

— граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения по Новосибирской области Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года (в ред.

Федеральных законов от 12.08.1996 № 112-ФЗ, от 09.01.1997 № 8-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ) Признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире, остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения, а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия: ВИЧ-инфекция — заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека; ВИЧ-инфицированные — лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции 1.

Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ- инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.
3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров.

Статья 3. Применение настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы. Статья 4. Гарантии государства 1.

Государством гарантируются: — регулярное информирование населения, в том числе через СМИ, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; — эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации; — производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; — доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее . медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование; — бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным .

гражданам Российской Федерации, бесплатное получение ими медикаментов при лечении в амбулаторных или стационарных условиях, а также их бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации; — развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции; — включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию; социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, — получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство; — подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. 2. Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных 1.

ВИЧ-инфицированные . граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом.

Статья 6. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции 1. Финансирование федеральных и региональных целевых программ, а также деятельности предприятий, учреждений и организаций по предупреждению — распространения ВИЧ-инфекции, лечению и социальной защите ВИЧ-инфицированных осуществляется за счет: средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации; средств целевых фондов; средств, направляемых на добровольное медицинское страхование; иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Государственное финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства.

Глава II. Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным Статья 7.

Медицинское освидетельствование 1. Медицинское освидетельствование проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.

4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя.

Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.

6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

7. В учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно. Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование 1.

Медицинское освидетельствование в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица или с его согласия, а в случаях, указанных в пункте пятом статьи 7, .

по просьбе или с согласия его законного представителя. 2. По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным. Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование 1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствования для выявления ВИЧ- инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

4. Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются Правительством Российской Федерации и пересматриваются им не реже одного раза в пять лет. 5. Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются Правительством Российской Федерации и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства 1.

Дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации выдают российскую визу на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при условии предъявления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Данное положение не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей (в ред.

Федерального закона от 12.08.96 N 112-ФЗ). 2. Требования к указанному сертификату устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции 1.

Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей. 2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование Лицо, прошедшее освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования. Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результате медицинского освидетельствования 1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ- инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица.

2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники учреждений, указанных в пункте первом настоящей статьи, уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц. 3. Порядок уведомления лиц, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи, о выявлении у них ВИЧ-инфекции устанавливается соответствующим федеральных органов исполнительной власти. Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции Соответствующие федеральные органы исполнительной власти, координирующие научные исследования, обеспечивают разработку и внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также вносят на утверждение Правительства Российской Федерации проект федеральной целевой программы, направленной на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. Статья 16. Обязанности администраций учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Глава III. Социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семей Статья 17.

Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных Не допускаются увольнения с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних 1. Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних имеют право на: — совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию; — бесплатный проезд одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ- инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно; — сохранения непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного .

несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; — время ухода за ВИЧ-инфицированным . несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж; — внеочередное предоставление жилых помещений в домах государственного, муниципального или общественного жилищного фонда в случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и если ВИЧ-инфицированный несовершеннолетний в возрасте до 18 лет проживает совместно с ними. 2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

Статья 19. Социальная защита ВИЧ-инфицированных . несовершеннолетних ВИЧ-инфицированным .

несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются льготы, установленные для детей- инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными .

несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь, производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Глава IV. Социальная защита лиц, подвергшихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей Статья 21. Государственные единовременные пособия (в ред.

Федерального закона от 09.01.97 N 8-ФЗ) 1. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ- инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей имеют право на получение государственных единовременных пособий. В случае смерти работников указанных категорий от заболеваний, связанных с развитием ВИЧ-инфекции, право на получение государственных единовременных пособий имеют члены их семей.

2. Государственные единовременные пособия устанавливаются в следующих размерах: в случае выявления у работников указанных категорий заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей (без установления инвалидности) .

10 000 рублей (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ); в случае заражения работников указанных категорий вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, повлекшего установление инвалидности: инвалиду I группы . 25 000 рублей (в ред. Федерального акона от 07.08.2000 N 122-ФЗ); инвалиду II группы .
25 000 рублей (в ред. Федерального акона от 07.08.2000 N 122-ФЗ); инвалиду II группы .

20 000 рублей (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ); инвалиду III группы . 15 000 рублей (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ); каждому члену семьи работников указанных категорий, заразившихся при исполнении своих служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека и умерших от связанных с развитием ВИЧ-инфекции заболеваний, . 30000 рублей. Круг членов семьи, имеющих право на данное пособие, определяется в соответствии со статьями 50 и 51 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (в ред.

Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ). 3. Выплата государственных единовременных пособий производится за счет средств федерального бюджета. Порядок назначения и выплаты этих пособий устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Перечень предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа в которых дает право на получение государственных единовременных пособий работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей, а также категорий работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Льготы в области труда Работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ- инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, выплачивается надбавка к должностному окладу, устанавливаются сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу в особо опасных условиях труда. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Глава V. Заключительные положения Статья 23.

Государственный контроль Государственный контроль за деятельностью физических и юридических лиц, направленной на реализацию мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. Статья 25. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июля 1995 года.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.

Москва, Кремль Президент Российской Федерации 1995 г. Б.Ельцин

Статья 4. Гарантии государства

Законодательством установлено, что государство гарантирует людям:

  1. активная подготовка кадров, которые будут воплощать в жизнь меры по профилактике распространения ВИЧ;
  2. налаживание международных связей для обмена информацией по заболеванию.
  3. проведение активных исследований для выявления новых и эффективных методов лечения ВИЧ-инфекции;
  4. всеобщая доступность диагностики ВИЧ-инфекции, включая анонимную, с соблюдением мер безопасности;
  5. обеспечение всем необходимым для диагностики, профилактики ВИЧ-инфекции, а также осуществление контроля за доступностью, качеством и эффективностью медицинских препаратов для лечения;
  6. обеспечение информацией о профилактике инфицирования ВИЧ с помощью средств массовой информации и других источников;
  7. тщательный контроль эпидемиологических служб за распространенностью инфекции в пределах РФ;
  8. бесплатное оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, в том числе и бесплатные препараты для лечения ВИЧ-инфекции;
  9. возможность получения образования и дальнейшего трудоустройства по профессии;

Контроль за осуществлением всех вышеперечисленных гарантий стоит за органами исполнительной власти в соответствии с их возможностями и порядком, установленным Министерством здравоохранения.Все полученные медработником сведения хранятся в тайне.

За разглашение сведений полагается наказание в соответствии с законом.

Сведения могут передаваться только в некоторых исключениях, например, по запросу следственных органов, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование

Лицо, прошедшее медицинское освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования.

Комментарий к Федеральному закону «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (постатейный) (А. А. Кирилловых, 2010)

Статья 2.

Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции 1. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, правила, то применяются правила международных договоров. 1. Источником развития законодательства в сфере предупреждения заболеваний, вызываемых вирусом иммунодефицита человека, является Конституция РФ 1993 г.[16], которая провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Эта общая установка находит свое проявление и в других нормах Конституции, касающихся отдельных прав и свобод человека и гражданина.

Безусловно, что достойная жизнь и развитие человека неразрывно связаны с рядом естественных благ, одним из которых является здоровье.

Без обеспечения права граждан на здоровье не могут быть реализованы многие другие права и свободы (например, право на труд и т. п.). Право на здоровье относится к категории социальных прав и поэтому может быть реализовано в совокупности с иными конституционными положениями, развивающими социальную сферу.

Прежде всего необходимо обратить внимание на развивающие указанные выше положения ст.

7 Конституции РФ, определяющие охрану здоровья людей в Российской Федерации.

Такое общее понятие подразумевает целый комплекс мер, способствующих реализации данного права и первоначально раскрывается по ходу содержания статей гл.

2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина. Во-первых, право каждого на охрану здоровья реализуется в контексте оказания медицинской помощи гражданам, которая может оказываться как бесплатно, так и на платной основе. Во-вторых, это право также находит реализацию в рамках принятия федеральных целевых программ по укреплению здоровья населения (п.
Во-вторых, это право также находит реализацию в рамках принятия федеральных целевых программ по укреплению здоровья населения (п.

1 и 2 ст. 41 Конституции РФ).

Необходимо учесть, что в большей степени государственные гарантии охраны здоровья граждан послужили основой для формирования базовых документов в этой сфере, а также определяют вектор дальнейших поступательных шагов в развитии правового регулирования в области ВИЧ/СПИДа. Государство заинтересовано в здоровом и полноценном во всех отношениях населении.

Интересы государства должны соотноситься с адекватными инструментами достижения поставленных целей.

Поэтому государственное регулирование показывает здесь приоритеты публичных интересов над частными и, следовательно, превалирование административно-правовых норм над гражданско-правовыми. Число последних весьма незначительно, что является естественным отражением построения правовой модели законодательства об охране здоровья.

Вполне логичным продолжением такой законотворческой практики является и Закон о предупреждении ВИЧ. В положениях Закона органично вплетены нормы об охране здоровья, нормы, составляющие ресурс административного права, а также законодательства о социальном обеспечении.

Причем эта схема расположения нормативного материала, регулирующего целый комплекс общественных отношений, весьма типична для законодательства в сфере здравоохранения.

В числе примеров можно привести уже упомянутый Федеральный закон

«О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»

, а также целый ряд иных законов: Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

[17], Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»[18], Федеральный закон от 9 января 1996 г.

№ 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»[19] и т.

п. Между тем Закон о предупреждении ВИЧ-инфекции выступает своего рода базовым документом, определяющим нормы других правовых актов в части ВИЧ-инфекции, и прежде всего прав и свобод ВИЧ-инфицированных, их адаптацию под требования Закона и Конституции РФ. В настоящий период действует более 10 актов федерального уровня, нормы которых так или иначе затрагивают область регулирования ВИЧ-инфекции, а также права граждан, подвергшихся вирусу иммунодефицита. Они, безусловно, составляют законодательство о предупреждении ВИЧ.

К числу основных таких актов можно, в частности отнести: Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ[20], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

№ 195-ФЗ[21], Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ[22], Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ[23], Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

№ 223-ФЗ[24], Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

№ 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

[25], Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ

«Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»

[26], Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ

«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

[27].

Это далеко не полный перечень правых актов, которые регулируют соответствующую сферу. Важное значение имеет установленная законом сфера разграничения предметов ведения Российской федерации и ее субъектов. Прежде всего это выражается в определении компетенции нормотворчества в области предупреждения ВИЧ-инфекции, отражающих совместное ведение федерального центра и регионов в указанных вопросах.

Согласно подп. «ж» п. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что позволяет последним осуществлять правотворчество в данной сфере.

Следует учесть, что в настоящее время в Российской Федерации действует значительное число актов, регулирующих сферу ВИЧ-инфекции, часть которых посвящена комплексным вопросам профилактики, предупреждения и лечения ВИЧ-инфекции. В основном это акты федерального ведомственного уровня.

При этом значительную долю актов в этой сфере составляют акты субъектов РФ, развивающие положения федерального законодательства в части своей компетенции. Законодательство о предупреждении ВИЧ-инфекции, являясь составной частью законодательства о здравоохранении, в качестве иных актов, регулирующих ВИЧ/СПИД, предусматривает соответствующие подзаконные акты, в первую очередь постановления Правительства РФ.

При этом весьма активно в регулировании мероприятий по преодолению массовых социально значимых заболеваний используется опыт целевого программирования и его использования в рамках федеральных целевых программ. Так, в свое время постановлениями Верховного Совета РФ и Правительства РФ были приняты и выполнялись федеральные целевые программы, направленные на предупреждение распространения ВИЧ в стране: 1) Федеральная целевая программа на 1993—1995 г.

по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (АнтиСПИД), утвержденная постановлением Верховного Совета от 13 июля 1993 г. № 5426-1.[28] В плане реализации этой программы на базе Республиканской клинической инфекционной больницы Минздрава России (г. Санкт-Петербург, пос. Усть-Ижора) организован ежегодный оздоровительный лагерь для ВИЧ-инфицированных детей; предусмотрено и осуществлялось ежеквартальное оказание социальной и финансовой поддержки семьям, имеющим ВИЧ-инфицированных детей; 2) федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996—1997 г.

и на период до 2000 г. «Анти-ВИЧ/СПИД», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. № 540[29], продлена до 2001 г., являлась логическим продолжением предыдущей программы. Государство конкретизировало гарантии в подпрограмме

«Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)»

, в федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002—2006 г.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2001 г.

№ 790.[30] При этом деятельности федеральных властей способствовала и региональная поддержка.

По состоянию на начало 2003 г. примерно 69 территорий России поддержали целесообразность федеральной целевой программы и заявили о наличии в регионах программ по профилактике ВИЧ-инфекции. 2. Как отмечалось, принцип разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ дает возможность законодательным органам субъектов принимать соответствующие нормы по обеспечению дополнительных гарантий медицинской помощи и социальной защиты ВИЧ-инфицированных лиц.

При этом права лиц, живущих с ВИЧ, не могут быть ограничены региональным законодательством. Это положение комментируемого Закона воспроизводит п. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

При этом это условие действует, если закон субъекта принят по вопросам совместного ведения (Российской Федерации и субъекта Российской Федерации) или входит в исключительную компетенцию Российской Федерации.

Исключение составляет лишь только нормотворчество вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения. В этом случае действует нормативный акт субъекта РФ.

В такой схеме заложены основы соподчинения нормативной базы, отражающей одновременно и систему правового регулирования: соответствие нормативных актов низкого уровня актам более высокого уровня.

Такое правило позволяет распространять действие федерального законодательства на всей территорию Российской Федерации, а в сфере предупреждения ВИЧ/СПИДа обеспечивать гражданам равные условия для реализации своих прав, предусмотренных Законом о предупреждении ВИЧ. 3. Закон раскрывает структуру правовой системы Российской Федерации.

Пункт 3 комментируемой статьи частично воспроизводит положения п.

4 ст. 15 Конституции РФ: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом за рамками комментируемой правовой нормы отставлены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являющиеся в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г.

№ 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[31] международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Значение международного договора как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между нациями весьма велико и в сфере борьбы с общечеловеческими угрозами, имеющими социальное происхождение. Международные договоры оформляют общие интересы государств в области борьбы с ВИЧ/СПИДом. Российская Федерация является частью мирового сообщества, поэтому законодательство России воспринимает наднациональное право в виде общепризнанных принципов и норм международного права.

Поэтому базу для развития Российского законодательства в этой сфере создают также и указанные выше Международные руководящие принципы прав человека. Однако такие принципы служат ориентиром для национальных правовых систем. Их реализация предполагает частичную имплементацию отдельных положений норм-принципов в национальное законодательство о предупреждении ВИЧ-инфекции.

Конвенции и рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также международные договоры являются источникам российского законодательства о здравоохранении и обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности.

Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции

1. Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данное положение не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), указанных в пункте 3 настоящей статьи.

3. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) — граждан Российской Федерации либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции: не принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в целях обеспечения защиты здоровья населения, если в отношении указанных иностранных граждан и лиц без гражданства отсутствуют иные основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренные частью четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ

«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

, или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, предусмотренные статьей 26 и частью первой статьи 27 указанного Федерального закона; не распространяются положения подпункта 1 пункта 5 статьи 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части представления сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также положения подпункта 13 пункта 1 статьи 7 и подпункта 13 пункта 1 статьи 9 указанного Федерального закона в части наличия сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

| Статья 11 |

Статья 7. Медицинское освидетельствование

1. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только медицинскими организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения. 3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.

4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет может проводиться при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя, а лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, — при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя. Один из родителей или иной законный представитель одного из указанных лиц имеет право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.

6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.