Что такое административный надзор


Что такое административный надзор? Установлена ли ответственность за его несоблюдение?


Административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом. Этот институт является важнейшим инструментом профилактики рецидивной преступности. Указанным законом установлена административная ответственность за несоблюдение ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.

В случаях неоднократного несоблюдения установленных судом ограничения (ограничений) или уклонения от административного надзора наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ. В силу закона административный надзор устанавливается судом на определенный срок с вменением административных ограничений в виде: — запретов на пребывание в определенных местах, вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывание в определенное время суток; — выезда за установленные судом пределы территории; — обязательной явки от 1 до 4 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства и пребывания для регистрации. Уголовная ответственность по ч.

1 ст. 314.1 УК РФ наступает за уклонение от административного надзора, которое выражается в неприбытии без уважительных причин поднадзорного лица к месту его жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а также в самовольном оставлении таким лицом места жительства или пребывания. Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является наличие реальной возможности выполнить соответствующие предписания. Неисполнение их в силу объективных уважительных причин, таких как чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь лица и т.д., состав этого преступления не образует.

Уголовная ответственность по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ установлена за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничений, сопряженное с совершением им административного правонарушения против порядка управления (за исключением ст.

19.24 КоАП РФ), административного правонарушения, посягающего на общественный порядок, общественную безопасность, либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

В соответствии с примечанием к ст. 314.1 УК РФ под неоднократным несоблюдением этим лицом возложенных на него ограничений следует понимать несоблюдение таких ограничений при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года. К примеру, лицо, подвергнутое административному наказанию по ч.

1 и 3 ст. 19.24 КоАП РФ, подлежит привлечению к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ за совершение мелкого хулиганства, появление в общественных местах в состоянии опьянения, если эти действия одновременно нарушают административные ограничения (нахождение в запрещенных для пребывания местах, посещение мест проведения массовых и иных мероприятий при наличии к тому запрета, пребывание вне жилого или иного помещения в запрещенное время суток).

Административный надзор как функция органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 351/354 Тищенко Г.И. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК ФУНКЦИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В статье проводится анализ административного надзора в научных аспектах.

Также проведено сравнение понятий и способов применения административного надзора в советский и современный периоды существования нашего государства. Рассмотрены наиболее известные концепции административного надзора.

Ключевые слова: административный надзор, теории административного надзора, административный надзор в СССР, концепции административного надзора в Российской Федерации. * * * Tishchenko G.I. ADMINISTRATIVE SUPERVISION AS FUNCTION OF EXECUTIVE AUTHORITIES In article the analysis of administrative supervision in scientific aspects is carried out. Comparison of concepts and methods of application of administrative supervision is carried also out to the Soviet and modern periods of existence of our state.

The most known concepts of administrative supervision are considered. Key words: administrative supervision, theories of administrative supervision, administrative supervision in the USSR, concepts of administrative supervision in the Russian Federation. * Административный надзор — надведом-ственный, специализированный, систематический контроль госуцарственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм [5].

Административный надзор в науке административного права является особой формой исполнительной власти, осуществляющей функции по обеспечению законности и соблюдению конституционных прав и свобод граждан, общественных организаций и юридических лиц, а также безопасности в деятельности организационно неподчиненных государственных органов власти и их должностных лиц. С целью достижения определенного результата эта форма может быть и способом управленческого воздействия. Также административный надзор является способом осуществления контроля власти и дисцип- * * лины в государстве.

Концепция административного надзора на данном этапе должна иметь более четко выраженную дефиницию этого административно-правового явления. Для этого должно быть выработано общее понимание административного надзора, отобразить его признаки, формы, критерии, классификации и качество административно-надзорной деятельности.

Административному надзору следовало бы использовать материальные административно-правовые нормы, устанавливающие статус административно-надзорной деятельности органов и должностных лиц (материальные источники) и процессуальные административно-правовые нормы. Они бы могли регулировать порядок административно-надзорных действий и оформление результатов данной деятельности.

Они бы могли регулировать порядок административно-надзорных действий и оформление результатов данной деятельности. Такие административно-правовые нормы могут быть основаны на определенных принципах данного вида надзора, которые обязаны обусловливать структуру института административного надзора. В Российской Федерации на данный момент существуют несколько типов надзора: прокурорский, судебный, административный.

Административный — самый большой по разнообразию надзор. Существует множество его отличий от прокурорского или судебного. Подразделения государственной администрации, а также субъекты публичной исполнительной власти являются властными субъектами надзорной деятельности.

Если главная цель судебного и прокурорского надзора — обеспечение законности в стране, то у административного надзора обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Это является важным отличием этих видов надзора. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т.д.), уменьшения тяжести их последствий [см.: 5].

Административный надзор более специфичен, так как занимается соблюдением специальных правил (ветеринарных, санитарных, таможенных, торговли и др.), а не соблюдением законности в целом. Административный надзор имеет систематичный характер так как он проводится не только из-за поступления сигнала, но и в плановом порядке. Также административным принуждением характерен административный надзор, так как надзорные структуры наделены полномочиями административного пресечения и наказания.

Можно выделить три разновидности в системе регулярного надзора: • за неопределенным количеством субъектов; • за получившими лицензии и разрешения лицами; • за лицами, освобожденными их мест лишения свободы. Этот вид носит принудительный характер и осуществляется органами внутренних дел [9]. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . На три группы можно разделить большое количество надзорных служб государственной администрации: — надзорные ведомства, главной задачей которых является системный надведом-ственный контроль за соблюдением специальных правил; — входящие в состав федеральных органов исполнительной власти государственные инспекции и иные подразделения; — разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности. Это, например, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии. Следует упомянуть и о том, что понятие административного надзора к нам пришло из советского периода, где он выступал в качестве важного метода обеспечения законности.

В большей степени административный надзор понимался как надведом-ственный контроль, представлял собой форму активного наблюдения и в определенных случаях мер административно-властного характера [см.: 3; 7; 18]. Чаще всего административный надзор относили к органам милиции, которые осуществляли надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за иной, строго определенной законом категорией граждан [14, с. 275278; 12, с. 69-78]. Стоит подчеркнуть, что во всех концепциях советского административного надзора отсутствовало строгое разделение контроля и административного надзора.

То есть контроль отождествлялся с административным надзором, поэтому административный надзор считался разновидностью контроля. Именно из-за этой теоретической двусмысленности данных понятий произошло смешение надзора и контроля, которое тянется до российского законодательства. Административное право современной России не разрешило сложившихся противоречий административного надзора, он стал рассматриваться как правовое явление, имеющее много функций, осуществляемое различными органами государственной власти.

Имеет место быть теория о том, что органом надзора является только прокуратура, а все остальные, именуемые «надзором», следовало бы называть контрольными органами [13, с. 189]. М.С. Шалумов утверждает, что термин «надзор», сохранившийся в наименовании многих контрольных органов, лишь вводит в замешательство при понимании государственных функций органов контроля и надзора [15, с. 85]. Также ряд ученых считают, что функции реализации ответственности не может выполнять надзорная деятельность.

Выходит за рамки надзорной деятельности процесс применения любого наказания, что представляет собой самостоятельную форму административной ответственности. Это доказывает то, что не совпадают две формы деятельности, осуществляемые одним субъектом [16, с.

3233; 6, с. 92; 17, с. 88-90].

Достаточно распространенной является научная позиция о том, что стоит относить юрисдикционную деятельность в содержание административного надзора, а административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Довольно известные правоведы, такие как Ю.М.

Козлов, Д.Н. Бахрах, Л.Л. Попов и др., утверждают, что надзорные структу- ры наделены юрисдикционными полномочиями, а также административный надзор связан с широким применением мер административного принуждения [см: 4, с. 356, с. 364; 8, с. 543-545; 1, с.

474-475; 2, с. 411; 11, с. 203; 10, с. 427 и др.]. Современные подходы к трактовке административного надзора являются довольно дискуссионными среди ученых в области административного права.

Многие авторы указывают на то, что административный надзор имеет исключительно правоохранительную природу, а никак не управленческую. По этой теории к правоохранительным органам относятся все государственные инспектора различных ведомств. Данные предположения могут служить лишь для выведения подразделов административного надзора, так как имеют недостаточную аргументацию.
Данные предположения могут служить лишь для выведения подразделов административного надзора, так как имеют недостаточную аргументацию. Между правоведами существует много споров по поводу природы административного надзора, поэтому его развитие имеет малопродуктивный характер.

Административно-правовая наука в Российской Федерации не предложила единого подхода к пониманию административного надзора, сочетавшегося с законодательными положениями, которые устанавливали бы статус и порядок осуществления административно-надзорной деятельности. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на данный момент в Российской Федерации нет единого правового акта, который закреплял хотя бы основы административного надзора, но существуют федеральные законы, которые регулируют разные виды надзора. А также нет единого мнения о природе административного надзора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А.

Тихомиров. М., 2008. 2. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной.

М., 2008. 3. Асадов А.М. Конституционные основы государственного финансового администрирования // Административное право и процесс. 2011. №7. С. 16-20. 4. Бахрах Д.

H. Административное право России: Учебник. M., 2011. 5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. M.: Эксмо, 2009.

6. Еропкин M.^ Управление в области охраны общественного порядка. M., 1965. 7. Кармолицкий А.А. Правовое регулирование полномочий государственных инспекций: Автореф.

дис. . канд. юрид. наук. M., 1976. 8. Козлов ЮМ. Административное право: Учебник. M., 2007. 9. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ

«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

// СПС «КонсультантПлюс» Версия Проф, сетевая.

Электрон. дан. M., 2012. Доступ из локальной сети Науч.

б-ки Том. гос. ун-та. 10. Общее административное право: Учебник / Под ред.

Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007.

11. Овсянко ДМ. Административное право: Учебное пособие. M., 2002. 12. Разаренов Ф.С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении // Вопросы советского административного права на современном этапе.

M., 1963. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 13. Рохлин В.И.

Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. СПб., 2003. 14. Советское административное право (Общая и особенные части).

M., 1973. 15. Шалумов M.Q Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 1999. №1. 16. Шергин А.П. Административная юрисдикция. M., 1979. 17. Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты): Дис.

M., 1979. 17. Шмалий О.В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты): Дис. на соиск. уч. степ. д.ю.н. Ростов-на-Дону.

2011. 18. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР.

M., 1981. REFERENCE 1. Administrativnoye pravo i protsess: polnyy kurs / YU.A.

Tikhomirov. M., 2008. 2. Administrativnoye pravo: uchebnik / Pod red. L.L. Popova, M.S. Studenikinoy. M., 2008. 3. Asadov A.M. Konstitutsionnyye osnovy gosudarstvennogo finansovogo administrirovaniya // Administrativnoye pravo i protsess.

2011. № 7. S. 16-20. 4. Bakhrakh D.N. Administrativnoye pravo Rossii: uchebnik. M., 2011. 5. Bakhrakh D.N. Administrativnoye pravo Rossii: Uchebnik / D.N. Bakhrakh, V.G. Tataryan. M.: Eksmo, 2009. 6. Yeropkin M.I. Upravleniye v oblasti okhrany obshchestvennogo poryadka. M., 1965. 7. Karmolitskiy A.A.
M., 1965. 7. Karmolitskiy A.A.

Pravovoye regulirovaniye polnomochiy gosudarstvennykh inspektsiy: Avtoref. dis. . kand. yurid. nauk. M., 1976.

8. Kozlov YU.M. Administrativnoye pravo: uchebnik. M., 2007. 9. Federal’nyy zakon ot 06.04.2011 № 64-FZ

«Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody»

// SPS «Konsul’tantPlyus «. Versiya Prof, setevaya. Elektron.

dan. M., 2012. Dostup iz lokal’noy seti Nauch. b-ki Tom. gos. un-ta. 10. Obshcheye administrativnoye pravo: Uchebnik / Pod red.

YU.N. Starilova. Voronezh, 2007.

11. Ovsyanko D.M. Administrativnoye pravo: Uchebnoye posobiye. M., 2002. 12. Razarenov F.S. O sushchnosti i znachenii administrativnogo nadzora v sovetskom gosudarstvennom upravlenii // Voprosy sovetskogo administrativnogo prava na sovremennom etape. M., 1963. 13. Rokhlin V.I. Prokurorskiy nadzor i gosudarstvennyy kontrol’ : istoriya, razvitiye, ponyatiye, sootnosheniye.

M., 1963. 13. Rokhlin V.I. Prokurorskiy nadzor i gosudarstvennyy kontrol’ : istoriya, razvitiye, ponyatiye, sootnosheniye. SPb., 2003. 14. Sovetskoye administrativnoye pravo (Obshchaya i osobennyye chasti). M., 1973. 15. Shalumov M.S. Prokurorskiy nadzor i gosudarstvennyy kontrol’ za ispolneniyem zakonov: razgranicheniye kompetentsii i otvetstvennosti // Gosudarstvo i pravo.

1999. №1. 16. Shergin A.P. Administrativnaya yurisdiktsiya.

M., 1979. 17. Shmaliy O.V. Pravovoye obespecheniye effektivnosti ispolnitel’noy vlasti (teoretiko-metodologicheskiye aspekty): Dis.

na soisk. uch. step. d.yu.n. Rostov-na-Donu, 2011.

18. Shorina Ye.V. Kontrol’ za deyatel’nost’yu organov gosudarstvennogo upravleniya v SSSR. M., 1981. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТИЩЕНКО Георгий Игоревич, студент 2 курса юридического факультета заочной формы обучения, Южно-Российский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону. E-mail: Рецензент: доктор юридических наук, доцент iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Шмалий О.В. E-mail:

предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы. Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию.

Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений. Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости.

Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.

Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим. Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости. За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

Санкцией этой статьи предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора. Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Методы реализации

Специальная методологическая база, которой пользуются органы исполнительной власти, во многом помогает осуществлять административный надзор в той или иной сфере государственного регулирования.

Можно выделить пять основных методов административного надзора:

  • Обследование объекта, находящегося под надзором.
  • Анализ документации.
  • Мониторинг СМИ для выявления нарушений государственного управления.
  • Наблюдение.
  • Проверки.

Естественно, существуют и другие методы, позволяющие органам власти выполнять функции административного надзора.

Судебная практика и законодательство — 64-ФЗ Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

вносятся изменения в Уголовно-исполнительный Российской Федерации и Федеральный «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», которые направлены на расширение круга лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых административный надзор применяется в обязательном порядке вносятся изменения в Уголовно-исполнительный Российской Федерации и Федеральный «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», которые направлены на расширение круга лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых административный надзор применяется в обязательном порядке <*> Федеральный от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ

«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.

2037; 2013, N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6997). 2.2.2. Подпункт 2.6 дополнить сноской 1 следующего содержания: «Федеральный от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ

«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.

2037; 2013, N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6997).». Будет организовано взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями, органами прокуратуры, судами, заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, средствами массовой информации в целях профилактики совершения лицами, подпадающими под действие Федерального от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ

«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2011, далее — «Федеральный «.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.С. Чередниченко оспаривает конституционность положений Федерального от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ

«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

и Федерального от 6 апреля 2011 года N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

37.16. Участвовать в пределах компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным от 6 апреля 2011 г.

N 64-ФЗ

«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

запретов и ограничений .

13.1. Предусматривают в планах основных организационных мероприятий на год совместные мероприятия, направленные на реализацию положений Федерального и настоящего Порядка.13.2. Организуют взаимодействие по предоставлению информации в отношении:совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2003 года N 3-П, судимость, в первую очередь, это уголовно-правовой институт, который имеет значение для целей реализации уголовной ответственности. В соответствии с Уголовным Российской Федерации она учитывается при квалификации ряда преступлений (, , и ), при определении наличия рецидива преступлений , в качестве обстоятельства, препятствующего освобождению от уголовной ответственности и наказания (, и ), для распространения на осужденного обратной силы уголовного закона (часть первая статьи 10).

Кроме того, судимость влияет на особенности режима отбывания отдельных видов наказаний (предусмотренные Уголовно-исполнительным Российской Федерации) и установление административного надзора за некоторыми категориями лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость (Федеральный от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ

«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

), т.е. в криминологическом смысле имеет своими целями индивидуализацию уголовной ответственности, а также превенцию преступлений.

Общий порядок

Он устанавливается в 818 Приказе МВД от 06.04.2011 г.

В этом нормативном акте закреплены правила действий сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих административный надзор. По Приказу № 818, служащие соответствующих подразделений:

  • Истребуют документы о поведении граждан по месту проживания или трудовой деятельности.
  • Запрашивают при необходимости материалы из учреждений, в которых подконтрольные субъекты отбывали наказание.
  • Вызывают и опрашивают поднадзорных. В рамках таких вызовов может проводится профилактическая работа, разъясняться обязанности и права.
  • Заводят дела об административном надзоре, ведут регистрацию и учет граждан.
  • Составляют маршрутные листы при переезде подконтрольных лиц.

Стоит, однако, отметить, что больший объем работы возлагается на участковых уполномоченных полиции. Эти служащие фактически контролируют поведение поднадзорных, проверяют, соблюдают ли они установленные им ограничения.

Не реже одного раза в месяц участковые посещают их по месту проживания. При необходимости эти служащие задерживают нарушителей.Наблюдение за гражданами, находящимися на улице, осуществляют и сотрудники ППС. В целом фактически все подразделения МВД – линейные отделы, ГИБДД, уголовный розыск и пр.

– в той или иной степени включены в контрольную деятельность.

Об установлении, прекращении, продлении и осуществлении надзора административного типа

В соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ «Об административном надзоре», надзор за вышедшими из тюрьмы лицами устанавливается судебной инстанцией по заявлению Продление срока надзора может также осуществляться судом. Основными причинами продления надзорного срока является, как несложно догадаться, совершение поднадзорным гражданином правонарушения.Решение о прекращении административного надзора принимает суд в следующих случаях:

  1. снятие судимости с лица, в отношении которого осуществлялся надзор;
  2. из-за применения обязательных медицинских мер в отношении поднадзорного лица.
  3. в связи со смертью поднадзорного лица;
  4. осуждение поднадзорного лица и направление его вновь в места лишения свободы;
  5. истечение надзорного срока;

В комментариях к ФЗ-64 «Об административном надзоре» с изменениями от 2017 года говорится о том, что надзор может быть прекращен в досрочном порядке, если поднадзорное лицо добросовестно выполняет возложенные на него обязанности.

А какими обязанностями обладает гражданин, в отношении которого осуществляется надзор? Об этом будет рассказано далее.

Статья 8.

Осуществление административного надзора

1.

Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.