Адрес управления следственного комитета где находится бастрыкин


Бастрыкин Александр Иванович


Александр Бастрыкин: Важно защитить тех предпринимателей, кто честно ведет свой бизнес В интервью «Российской газете» председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин рассказал, как отразятся на бизнесе новые статьи Уголовного кодекса и либерализация уголовного законодательства. — Александр Иванович, в наступившем году вашим следователям предстоит заняться новой категорией дел. Вступил в силу закон, который будет жестко наказывать силовиков за фальсификацию уголовных дел против бизнесменов. Будете надолго сажать своих коллег-правоохранителей?

Александр Бастрыкин: Думаю, читатели «Российской газеты» со мной согласятся в том, что экономическое развитие страны и рост благосостояния граждан в немалой степени определяются уровнем развития предпринимательства. А если бизнес не имеет перспектив и сам коммерсант лишен гарантий своих прав и законных интересов?

Одной из гарантий успешной предпринимательской деятельности и является упомянутый вами Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 436-ФЗ, который внес изменения статью 299 Уголовного кодекса и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса.

В целом данный закон направлен на усиление наказания за незаконное привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.

Максимальный срок за это деяние увеличивается с пяти до семи лет лишения свободы.

А если оно сопряжено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления или повлекло тяжкие последствия, то до 10 лет. Такое же наказание предусматривается за незаконное возбуждение уголовного дела, совершенное в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или другой личной заинтересованности.

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в УПК, расследование дел о преступлении, предусмотренном статьей 169

«Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»

Уголовного кодекса, будет производиться Следственным комитетом. Уверен — экономические споры не должны разрешаться с использованием уголовно-правовых средств и тем более незаконного уголовного преследования предпринимателей. — Кошмарят коммерсантов не только силовики, но и их коллеги по бизнесу.

Велик соблазн отобрать доходное дело криминальными методами. Александр Бастрыкин: В ноябре прошлого года Пленум Верховного суда принял постановление N 48 — о судебной практике при рассмотрении дел о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Разъяснениями пленума об особенностях уголовной ответственности предпринимателей Следственный комитет неуклонно руководствуется.

Важно защитить права и собственность тех предпринимателей, кто честно ведет свой бизнес. К тем же, кто для получения прибыли устраняет своих конкурентов путем совершения общеуголовных преступлений, применяются меры уголовно-правового характера. Как пример такой работы могу напомнить, что по результатам нашего расследования в декабре 2016 года в Кировской области осудили предпринимателя.

Как пример такой работы могу напомнить, что по результатам нашего расследования в декабре 2016 года в Кировской области осудили предпринимателя. Директор коммерческого предприятия «Лакмин» гражданин Бокатуев был признан виновным в организации приготовления к убийству по найму своего конкурента — владельца сети супермаркетов в Тульской области.

— Уголовное законодательство становится либеральнее. Сейчас заработал новый закон, который позволяет по некоторым преступлениям бизнесменов заменить уголовное наказание штрафом. А как к такому послаблению относится главный следователь страны, чьи подчиненные каждый день предъявляют обвинения?

Александр Бастрыкин: Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ внес изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

Речь идет об основаниях и порядке освобождения от уголовной ответственности. Введен новый институт назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа при освобождении виновного от уголовной ответственности. Этот институт следователями Следственного комитета уже начал применяться на практике.

— А кому из ваших фигурантов уже успело повезти и они воспользовались новыми правилами?

Александр Бастрыкин: В декабре 2016 года собранные следственными органами СК по Республике Саха (Якутия) доказательства были признаны судом достаточными для назначения судебного штрафа председателю предприятия «Артель старателей «Тал». Этот человек был одновременно финансовым директором ООО «Янтарь», «Альчанец», «Оймяконье», «Тастын», «ОЗПК». Он обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч.

1 и 2 ст. 145.1 УК РФ — невыплата заработной платы и иных выплат. Наши следователи установили, что действиями обвиняемого причинен имущественный вред почти 3 тысячам работников золотодобывающих предприятий на общую сумму более 2 миллиардов 111 миллионов рублей. После возбуждения уголовного дела причиненный работникам предприятий ущерб возмещен.

А начисленная людям заработная плата выплачена.

Его дело с нашим ходатайством о прекращении уголовного преследования обвиняемого и назначении ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа направлено для рассмотрения в мировой суд.

А там обвиняемому был назначен судебный штраф в размере 100 тысяч рублей.

Хочу подчеркнуть, что в 2016 году существенно возросло количество направленных следователями Следственного комитета уголовных дел в суд в связи с невыплатами заработной платы (494 уголовных дела в отношении 505 обвиняемых). Очевидно, что в таких случаях именно уголовно-правовые меры являются одним из факторов, направленных на поддержание социальной стабильности общества. — Известно, что вы берете под личный контроль все страшные преступления против детей.

И не только руководите расследованием, но и анализируете причины таких несчастий.

Александр Бастрыкин: По каждому факту насилия в отношении детей мы немедленно проводим проверку и уголовно-правовыми мерами восстанавливаем справедливость. С начала 2012 года, когда к подследственности наших сотрудников перешли уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в отношении несовершеннолетних, нами возбуждено уже более 77 тысяч таких уголовных дел.

В суд направлено свыше 42 тысяч дел.

Как видите, проблема защиты от преступлений несовершеннолетних стоит чрезвычайно остро. И как показала страшная трагедия с погибшими детьми на озере в Карелии, одной из важнейших задач сейчас является безопасность детского отдыха. Для его организации необходимо принимать комплексные скоординированные меры, в том числе нормативно-правового характера.

Именно об этом шла речь на заседании коллегии Следственного комитета РФ, проведенной в ноябре 2016 года. В ее работе участвовала Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова.

Мы изучили практику рассмотрения сообщений о преступлении и расследования уголовных дел по фактам нарушения прав несовершеннолетних при организации детского отдыха. — И к каким выводам вы пришли? Александр Бастрыкин: Мы сделали вывод, что безопасность подростков следует усилить, особенно в частных детских лагерях, лагерях палаточного типа, а также лагерях, в которых имеются программы отдыха с потенциальным риском для жизни и здоровья.

Мы, как и другие заинтересованные в охране прав детей ведомства, после трагедии в Карелии обратились к президенту Российской Федерации с предложением ужесточить требования к организациям, оказывающим услуги по организации детского отдыха, отдавая предпочтение их качеству и надежности. — Объясните, что дали подобные обращения к главе государства? Александр Бастрыкин: В результате в настоящее время запрещено проводить электронные аукционы по организации детского отдыха в России.

А это означает, что при отборе компаний теперь будут учитываться не только их финансовые возможности, но и их опыт, квалификация и условия размещения детей. Государственные и муниципальные органы теперь смогут требовать от кандидатов на организацию отдыха выполнения более широкого набора условий — от наличия квалифицированных инструкторов и психологов до высокого качества продуктов питания и спортивного инвентаря.

Вместе с тем необходимо также оперативно разработать единые критерии безопасности мест отдыха детей. Для этого следует принять срочные меры для реорганизации всей системы отдыха и оздоровления детей, сформировать федеральный реестр таких организаций. В нем в обязательном порядке должна содержаться информация о результатах проверок мест отдыха детей МЧС России и Роспотребнадзором, а также органами, осуществляющими надзор в сфере образования.
В нем в обязательном порядке должна содержаться информация о результатах проверок мест отдыха детей МЧС России и Роспотребнадзором, а также органами, осуществляющими надзор в сфере образования. Эти наши предложения уже нашли отражение в Федеральном законе

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»

, который подготовлен Советом Федерации.

— Уверена, что тысячи родителей, которые отправляют детей на отдых, ничего про этот закон не знают, не разъясните, что в нем самое главное? Александр Бастрыкин: Закон конкретизирует полномочия федеральных, региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления в повышении качества и безопасности отдыха и оздоровления детей, в обеспечении контроля, в формировании и ведении реестров организаций отдыха детей и их оздоровления. Этим же законом определяются полномочия федерального органа исполнительной власти, который должен отвечать за отдых и оздоровление детей.

Закон, кроме того, вводит определение туристского маршрута. Будут установлены общие требования к туристским маршрутам и порядку их организации и прохождения. — Послезавтра у Следственного комитета — своя дата, шесть лет со дня образования ведомства.

Александр Бастрыкин: За эти годы следователями Следственного комитета проверено почти 5 миллионов сообщений о преступлении.

Возбуждено 800 тысяч уголовных дел. В суд направлено, а это один из главных критериев всей следственной работы, свыше 560 тысяч дел на 632 тысячи обвиняемых. И, приводя эти цифры, уместно будет сказать, что наша служба необходима обществу, конкретным людям, стране в целом. — Наверное, для общества важно не только, сколько точно дел расследовано, но и сколько украденного ваши подчиненные смогли вернуть людям и государству.

— Наверное, для общества важно не только, сколько точно дел расследовано, но и сколько украденного ваши подчиненные смогли вернуть людям и государству.

Александр Бастрыкин: Согласен. Только в ходе предварительного следствия и доследственных проверок нами возмещено почти 153 миллиарда рублей.

Для обеспечения возмещения причиненного преступлением ущерба наложен арест на имущество подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на сумму более 77 миллиардов рублей. — Даже ваша свежая статистика показывает, что какая-то часть преступлений так никогда и не будет раскрыта.

Или будет? Александр Бастрыкин: С 2011 года по настоящее время следователями Следственного комитета совместно с оперативными подразделениями МВД России и ФСБ России раскрыто почти 42 тысячи преступлений, уголовные дела по которым были приостановлены в прошлые годы. В их числе 3774 убийства, 1947 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, а также 2194 изнасилования и насильственного действия сексуального характера.

У нас на официальном сайте Следственного комитета в разделе «Преступления прошлых лет» постоянно публикуются примеры расследования преступлений, с момента совершения которых прошли многие годы. К примеру, Главным следственным управлением СК по Северо-Кавказскому федеральному округу в декабре прошлого года в суд направлено уголовное дело в отношении еще двух установленных участников банды Казбулатова и Канаева.
К примеру, Главным следственным управлением СК по Северо-Кавказскому федеральному округу в декабре прошлого года в суд направлено уголовное дело в отношении еще двух установленных участников банды Казбулатова и Канаева.

Эти люди 4 октября 1999 года в Шелковском районе Чеченской Республики совершили вооруженное нападение на военнослужащих войсковой части Министерства обороны РФ.

Отмечу, что в состав аналитических групп по раскрытию преступлений прошлых лет, образованных в каждом субъекте России, входят как следователи, так и представители региональных управлений уголовного розыска, экспертно-криминалистических центров. Активно помогают в этой работе и ветераны следствия. — Сегодня трудно назвать страну, где бы не боялись терроризма и тех, кто его активно поддерживает.

Экстремисты всех мастей — это ведь головная боль и вашего ведомства.

Александр Бастрыкин: С момента своего образования Следственный комитет неоднократно поднимал вопрос об усилении уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности и террористического характера и о более эффективном использовании для противодействия экстремистам средств массовой информации. В итоге в Уголовный кодекс внесены поправки, ужесточающие уголовную ответственность за экстремистские и террористические преступления, уточнено понятие «финансирование терроризма».

Вступил в силу закон о блокировке экстремистских сайтов, введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма. Кроме того, Федеральным законом от 6 июля 2016 года N 375 Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 205.6.

Она называется «Несообщение о преступлении» и устанавливает ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности. Помимо этого Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 361 — «Акт международного терроризма». Она выделяет в отдельный состав совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан России в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов нашей страны.

Именно по этой статье Главным управлением по расследованию особо важных дел СК возбуждено уголовное дело по факту убийства 19 декабря 2016 года Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Турецкой Республике Андрея Карлова.

В рамках уголовного дела в соответствии с нормами российского уголовно-процессуального законодательства и международного права проводятся следственные действия, направленные на установление всех возможных причастных к подготовке и нападению на российского дипломата лиц. — Кроме Следственного комитета с террористами борются и другие силовые структуры. Получается ли вам договариваться и действовать одним фронтом?

Александр Бастрыкин: Такая координация осуществляется в соответствии с Указом Президента России от 15 февраля 2006 года N 116 «О мерах по противодействию терроризму» Национальным антитеррористическим комитетом, в состав которого включен председатель СК Российской Федерации. В Главном следственном управлении Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу несколько лет успешно действует межведомственная оперативная группа, а в каждом субъекте Российской Федерации этого округа работают постоянно действующие межведомственные координационно-аналитические следственно-оперативные группы. Их основная задача — раскрытие и расследование убийств, а также преступлений экстремистской направленности и террористического характера.

Нами создана и ведется база данных самодельных взрывных устройств, которая содержит сведения о совершении на территории Российской Федерации более двух тысяч преступлений с их применением. Эти организационные меры позволили оперативно пресечь деятельность нескольких десятков преступных группировок, совершавших особо опасные преступления по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти, включая убийства с особой жестокостью и цинизмом.

В 2016 году выявлено 707 лиц, совершивших преступления экстремистской направленности.

Следователями Следственного комитета в суд направлено 249 уголовных дел о таких преступлениях. Помимо этого Следственным комитетом возбуждено 137 уголовных дел о преступлениях террористического характера, в суд направлено 56 таких дел.

— А как бы вы оцениваете ситуацию с преступностью в Крыму?

Александр Бастрыкин: В целом если говорить о криминогенной обстановке в Крыму, то она сохраняется стабильной. Так, в Республике Крым по сравнению с 2015 годом преступность сократилась на 12,9 процента, а в Севастополе — на 26,3 процента.

В Республике Крым и в Севастополе достаточно эффективно работают межведомственные рабочие группы по координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия преступности. В августе и ноябре 2016 года в Крыму сотрудниками ФСБ России обезврежены две диверсионно-террористические группы из числа сотрудников минобороны Украины, которые планировали атаки на жизненно важные объекты.

В свою очередь по результатам нашего расследования вынесен приговор в отношении Сюзева, который осуществлял публичную демонстрацию в социальной сети «ВКонтакте» текстовых и аудиовизуальных материалов экстремистской направленности, а также одобряющих деятельность частей войск фашистской Германии «СС» в период Второй мировой войны.

А всего в прошедшем году правоохранительными органами страны выявлено свыше 300 лиц, которые совершили экстремистские преступления с использованием интернет-ресурсов.

Поэтому в целях блокировки экстремистских сайтов мы активно взаимодействуем с Роскомнадзором, куда направляем полученные в ходе следствия материалы, подтверждающие распространение в Интернете противоправной информации. В 2017 году такая работа по противодействию идеологии экстремизма и терроризма будет активно продолжена. ключевой вопрос Почти все убийства раскрываются — Когда речь заходит о серьезных преступлениях часто говорят, что мелочовку наши правоохранители расследуют, а если что случилось серьезное, то нет.

С такими обывательскими разговорами может спорить только профессионал и со статистикой в руках. Если обратиться к цифрам, то в 2015 году раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений в России составила 52,6 процента.

Для сравнения: в 2006 году цифра была ниже — 47,6 процента. Убийств в стране раскрывается 89 процентов.

В 2006 году было 82,5 процента.

Изнасилований раскрыли 95,6 процента. В 2006 году было меньше — 86,3 процента.

А в 2016 году раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений возросла до 54,3 процента, убийств — до 92,5 процента, изнасилований — до 97,4 процента. Под особым контролем находится раскрытие преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс.

В короткие сроки были раскрыты жестокие убийства малолетних детей в Калужской и Московской областях, убийство ветерана Великой Отечественной войны в Воронежской области, убийство заместителя начальника штаба ГУ МВД России по Самарской области Андрея Гошта и членов его семьи, убийство Е. Вашуркиной и покушение на убийство ее супруга — начальника ОМВД России по г.

Вашуркиной и покушение на убийство ее супруга — начальника ОМВД России по г. Отрадный Самарской области Д. Вашуркина, в Хабаровском крае изобличены студентки, с особой жестокостью и цинизмом издевавшиеся над животными.

Активно продолжается расследование по уголовному делу о гибели людей в Иркутской области после употребления спиртосодержащего средства. В настоящее время по делу за производство, хранение, сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности смерть 77 лиц задержаны 22 человека.

В отношении семерых из них избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в отношении десяти — в виде домашнего ареста, еще четверо находятся под подпиской о невыезде.

Ранее задержанный заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Иркутской области Лужнов по состоянию здоровья помещен в больницу.

— В подростковой среде опасные игры с жизнью приняли характер эпидемии. Появилась страшная мода на гибельные развлечения, детей заманивают в так называемые группы смерти, склоняя их к суициду. Такое впечатление, что случаев, когда подростки из-за совершенной чепухи или в угоду чьим-то нездоровым интересам сводят счеты с жизнью, становится все больше, а как их остановить, понимают немногие.

Александр Бастрыкин: Противодействию детским суицидам мы уделяем повышенное внимание.

На особом контроле — подстрекательство с помощью социальных сетей Интернета.

Так, Главным следственным управлением по Санкт-Петербургу продолжается расследование уголовного дела по факту подстрекательства подростков к доведению до самоубийства в популярной социальной сети. Ранее следователи задержали и предъявили обвинение в совершении этого преступления администратору одной из так называемых групп смерти Будейкину.

Он был зарегистрирован под псевдонимом «Филипп Лис». В настоящее время он находится под стражей. В ходе расследования было установлено, что Будейкин и иные пока не установленные лица в закрытых группах социальной сети «ВКонтакте» пропагандировали суицидальное поведение и провоцировали несовершеннолетних пользователей на сведение счетов с жизнью.

— Родителям важно понимать — на каких детей в первую очередь рассчитывают такие люди?

Александр Бастрыкин: Воздействию подвергались прежде всего ребята, столкнувшиеся с типичными подростковыми проблемами, которым взрослые «доброжелатели» навязывали радикальный выход из ситуации. К настоящему времени следователи установили 15 участников так называемых групп смерти, совершивших суициды в различных регионах России.

Все они оказались в серьезнейшей психологической ловушке и последовательно выполняли требования администраторов групп.

Подростки перед смертельным шагом удалили переписку с организаторами в социальной сети. — Что можно предпринять на законодательном уровне, чтобы как-то переломить ситуацию? Александр Бастрыкин: В сложившейся ситуации есть острая необходимость введения уголовной ответственности за совершение действий, направленных на склонение к совершению самоубийства.

В частности, путем распространения соответствующей информации с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Результаты расследования уголовных дел по фактам детских самоубийств показали, что в настоящее время отсутствует государственный орган, ответственный за мониторинг сети Интернет на предмет выявления запрещенной информации о способах совершения самоубийств и призывах к совершению самоубийств. Подобный пробел уже стоил жизни многим подросткам.

Думаю, что нашим заинтересованным государственным структурам — Министерству здравоохранения РФ, Министерству образования и науки РФ, Роскомнадзору и Роспотребнадзору — необходимо разработать совместный нормативный правовой акт, четко регламентирующий взаимодействие в сфере предупреждения самоубийств среди детей и подростков. Наталья Козлова

Отправить открытое письмо


ИмяiНапишите как Вас зовут Телефон Email Город Заголовок вопросаiКоротко опишите суть вопроса (Заголовок вашего обращения) Подробное описание ситуацииiПодробно опишите свою проблему Даю согласие на публикацию моего открытого письма Причины обращения граждан к политическим деятелям могут быть разные.

Для более быстрого рассмотрения вашей жалобы или просьбы, следует придерживаться некоторых правил при ее написании и оформлении. Самое первое правило, и, пожалуй, самое главное, это правильность написания письма.

Во-первых, стоит проверить написанное на наличие грамматических или пунктуационных ошибок.

В письме должна быть кратко изложена суть проблемы, без лишних рассуждений.

Также важно не переборщить с краткостью, чтобы был понятен смысл содержания.

Если вы решили написать письмо Бастрыкину, обязательно следите за лексикой. В обращении категорически не допускаются нецензурные слова, и наличие их в письме может рассматриваться как неуважение к личности или оскорбление. Такие письма, естественно, не будут приниматься во внимание, во всяком случае, помочь вам при таком обращении точно не поспешат.

Для того чтобы написать письмо Бастрыкину, важно иметь конкретные факты, свидетельствующие о логичности вашего обращения, а также доказательства, которые будут подтверждать правдивость ваших сведений.

Если в письме будут содержаться только домыслы, и оно не будет содержать конкретной информации, то, скорее всего, вы не получите ответа на него, так как такие обращения не подлежат регистрации. Учитывая все вышеперечисленное, со всей серьезностью и внимательностью отнеситесь к составлению обращения, которое в дальнейшем собираетесь отправить на рассмотрение к Александру Ивановичу Бастрыкину.

Особенности направления информации в подразделе «Интернет-приемная» и ее обработки

В подразделе «Интернет-приемная» (раздел «Обращения граждан») посетители сайта могут оформить электронные сообщения, которые обрабатываются уполномоченными работниками управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и соответствующими нормативными правовыми актами СК России. При оформлении обращения в форме электронного документа посетителю сайта необходимо:

  1. указать персональные данные заявителя на отмеченных звездочкой полях формы, заполнение которых является обязательным;
  2. заполнить соответствующие поля формы обратной связи на веб-странице подраздела «Интернет-приемная»;
  3. разместить в поле «Ваше сообщение» текст обращения.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Размер электронного обращения не может превышать 5 тысяч знаков, что примерно соответствует объему текста, напечатанного на двух-трех страницах с одинарным междустрочным интервалом на листе формата А4 с полями страницы не менее 2 см.

Посетитель сайта вправе приложить к обращению, направляемому через Интернет-приемную, необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. Вложенные документы и материалы в электронной форме должны быть представлены в виде одного файла без архивирования.

Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv.

При этом обращения, содержащие тексты и прилагаемые документы большого объема, следует направлять в СК России средствами почтовой связи. Датой обращения в форме электронного документа является дата его размещения на Интернет-сайте, которая фиксируется автоматически в момент отправки заполненной формы электронного сообщения. Электронные документы, направляемые через сайт, минуя «Интернет-приемную», к рассмотрению в качестве обращений не принимаются.

Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Телефоны Следственного комитета Российской Федерации

  1. 8-495-986-77-10 – справочный телефон. Предназначен для получения заявителями справочной информации, в том числе о поступлении, регистрации, порядке рассмотрения в центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации предыдущих обращений, а также наличии решения по ним. Режим работы: понедельник-четверг с 9.00 до 20.00, пятница с 9.00 до 19.00, суббота с 10.00 до 14.00 (время московское).
  2. 8-800-100-12-70 – прямая линия телефонной связи граждан с Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Является бесплатным для звонков из г. Москвы и регионов Российской Федерации. Организуется в первую и третью среду каждого месяца с 14.00 до 19.00 (время московское).
  3. 8-800-100-12-60 – телефонная линия «Остановим коррупцию». Предназначен для дополнительного обеспечения прав граждан на обращение в Следственный комитет Российской Федерации с целью сообщения о коррупционных проявлениях. Является бесплатным для звонков из г. Москвы и регионов Российской Федерации. Режим работы: круглосуточно.
  4. 8-495-986-79-93, 8-495-986-98-51, 8-495-986-98-84 — телефоны для записи граждан на личный прием к Председателю Следственного комитета Российской Федерации. Режим работы: понедельник-четверг с 9.00 до 18.00 (время московское), пятница и предпраздничные дни с 9.00 до 16.45 (время московское).
  5. 8-800-100-12-60 – «телефон доверия» Следственного комитета Российской Федерации. Предназначен для получения информации о неправомерных действиях сотрудников (работников) Следственного комитета Российской Федерации, в том числе коррупционных проявлениях, а также более эффективного обеспечения защиты прав и законных интересов граждан. Является бесплатным для звонков из г. Москвы и регионов Российской Федерации. Режим работы: круглосуточно.
  6. 8-495-986-78-18 — телефонная линия для приема и экстренного реагирования на сообщения о давлении на бизнес. Режим работы: круглосуточно
  7. 8-800-200-19-10 – телефонная линия «Ребенок в опасности». Предназначен для обращений по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Является бесплатным для звонков из г. Москвы и регионов Российской Федерации. Режим работы: круглосуточно.

Цитаты

«Интереснейшее было время, юрфак был очень живой и с точки зрения преподавателей — колоссов во всех отношениях, — и с точки зрения аудитории, тех студентов, кто учился в то время» О годах учебы на юрфаке ЛГУ «У меня была соседка по ленинградской коммуналке, старушка «из бывших», как тогда говорили, — дворянка.

Она сказала мне: «Саша, профессия юриста — это очень благородная профессия.

Это очень хороший выбор». До сих пор помню эту фразу» О выборе профессии «Наш принцип — перед законом все должны быть равны» О Следственном комитете

Структура

Главное управление по расследованию особо важных дел

  1. Контрольно-следственное управление
  2. Следственное управление

Главное следственное управление

  1. Управление по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности
  2. Четвертое следственное управление (с дислокацией в городе Екатеринбург)
  3. Первое следственное управление (с дислокацией в городе Ростов-на-Дону)
  4. Организационно-статистическое управление
  5. Управление по расследованию преступлений, связанных с применением запрещенных средств и методов войны
  6. Контрольно-следственное управление
  7. Управление по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов
  8. Управление контроля за следственными органами
  9. Отдел документационного обеспечения
  10. Управление по расследованию преступлений против государственной власти и в сфере экономики
  11. Третье следственное управление (с дислокацией в городе Нижний Новгород)
  12. Второе следственное управление (с дислокацией в городе Санкт-Петербург)
  13. Шестое следственное управление (с дислокацией в городе Хабаровск)
  14. Пятое следственное управление (с дислокацией в городе Новосибирск)
  15. Управление взаимодействия по вопросам международного и федерального розыска лиц

Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу (с дислокацией в городе Ессентуки Ставропольского края)

  1. Отдел обеспечения деятельности
  2. Управление по расследованию особо важных дел
  3. Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты
  4. Отдел документационного обеспечения
  5. Отдел по приему граждан и рассмотрению обращений
  6. Организационно-аналитический отдел
  7. Контрольно-криминалистическое управление

Главное управление криминалистики (Криминалистический центр)

  1. Отдел криминалистического сопровождения следствия (с дислокацией в городе Нижний Новгород)
  2. Отдел криминалистического сопровождения следствия (с дислокацией в городе Санкт-Петербург)
  3. Методико-криминалистическое управление
  4. Технико-криминалистическое управление
  5. Управление научно-исследовательской деятельности (научно-исследовательский институт криминалистики)
  6. Отдел организации деятельности территориальных криминалистических подразделений
  7. Отдел криминалистического сопровождения следствия (с дислокацией в городе Екатеринбург)
  8. Управление организационно-аналитического и документационного обеспечения
  9. Управление организации экспертно-криминалистической деятельности

Управление обеспечения деятельности Управление процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Управление физической защиты и комендантских служб Управление международного сотрудничества Управление кадров Управление воспитательной работы Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению Управление взаимодействия со средствами массовой информации Управление аудита и ведомственного финансового контроля Управление по защите государственной тайны Отдел информатизации и связи Отдел организации мобилизационной подготовки Отдел (информационного и документационного обеспечения Председателя СК России)

Организация приема граждан

В центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет) прием граждан, представителей государственных и общественных организаций и иных лиц осуществляется руководителями главных управлений, управлений, отделов и их заместителями согласно графику, утвержденному Председателем Следственного комитета Российской Федерации (далее — Председатель Следственного Комитета).

На личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

При необходимости к участию в приеме гражданина может быть привлечен руководитель другого главного правления, управления, отдела Следственного комитета или его заместитель, в чью компетенцию входит рассмотрение обращения заявителя. Прием граждан Председателем Следственного комитета осуществляется по обращениям, которые разрешались его заместителями и начальником управления собственной безопасности, физической защиты и служебных проверок, а заместителями Председателя Следственного комитета — по обращениям, которые разрешались руководителями главных управлений, управлений, отделов, начальниками самостоятельных отделов центрального аппарата Следственного комитета.

Рекомендуем прочесть:  Бесплатные бонусы в долларах

Личный прием граждан Председателем Следственного комитета может быть организован также по его поручению. В центральном аппарате Следственного комитета должностные лица управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, уполномоченные организовывать прием граждан, выдают гражданам направления на прием, согласовывают и сообщают сведения о времени и месте их приема должностными лицами Следственного комитета.

При отсутствии оснований для приема граждан в Следственном комитете дают заявителям разъяснения, куда и в каком порядке им следует обращаться.

В необходимых случаях принимают письменные обращения, которые направляются на рассмотрение, в том числе в подчиненные следственные органы Следственного комитета.

При повторном обращении граждан по тем же проблемам или их несогласии с решениями, ранее принятыми в главных управлениях, управлениях и отделах центрального аппарата Следственного комитета, уполномоченные должностные лица управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению в необходимых случаях обсуждают вопрос о приеме граждан заместителями Председателя Следственного комитета или непосредственно Председателем Следственного комитета, сотрудниками аппарата Председателя Следственного комитета или помощниками заместителей Председателя Следственного комитета. Прием граждан в Следственном комитете и его следственных органах проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который утверждается руководителем этого органа и должен быть вывешен в доступном для граждан месте. Руководителями следственных органов Следственного комитета прием граждан проводится не реже одного раза в неделю.

Решение по обращению принимается и ответ на него дается руководителем следственного органа Следственного комитета, к которому обратился заявитель на личном приеме.

Руководитель следственного органа Следственного комитета на личном приеме вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов с разъяснением порядка обжалования. Регистрация приема ведется в специальных карточках либо книге учета граждан, в которых отражается краткое содержание вопросов, поднятых заявителем, а также данного ему устного ответа или принятого предварительного решения. На обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка «с личного приема».

В помещении Следственного комитета и в зданиях, занимаемых его следственными органами, устанавливаются ящики «Для обращений и заявлений»*, которые размещаются в доступных для заявителей местах.

Корреспонденция из ящиков ежедневно вынимается специально назначенными работниками. На обращениях проставляется штамп «Из ящика для обращений и заявлений», указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.

Бастрыкин слушает

Председатель СКР создал специальную приемную для широкой связи с гражданами В обществе нередко звучат заявления, что правоохранительные органы недостаточно хорошо слышат граждан.

Некая сложившаяся система профессионального менталитета не позволяет преодолеть эти барьеры. Благодаря усилиям руководителей ведомств люди и правоохранители постепенно начали выстраивать диалог на федеральном уровне, но поступает множество сигналов, что в регионах обычные граждане и граждане начальники по-прежнему говорят на разных языках. Как переломить эту ситуацию, рассказал в эксклюзивном интервью «Российской газете» председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин.

РГ: Александр Иванович, насколько глубоко, по вашему мнению, лежат корни этой проблемы?

Александр Бастрыкин: К сожалению, так сложилось, и это надо самокритично признать, что многими сотрудниками Следственного комитета существующая система отношений с обществом, с людьми воспринимается только как иерархия показателей, статистики и формальностей, а работа — как гонка за ними. Привычная «система» настолько закостенела, что многим кажется нормой. В подобной обстановке некоторые руководители подразделений Следственного комитета забывают о главном — о помощи людям, попавшим в тяжелую жизненную и правовую ситуацию.

Но в современных условиях такой подход недопустим. Когда в 1975 году я пришел служить в ленинградскую милицию, то первое, что увидел в вестибюле, это ленинская цитата, крупно выложенная на стене:

«Главная задача советской милиции верно и преданно служить народу»

.

Органы правопорядка должны быть народными. Они должны служить народу! Как хорошо сказано! И сейчас нужно стремиться к тому же.

Помните известное утверждение

«жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

? Я убежден, что этот принцип чрезвычайно актуален и сейчас, и сотрудникам Следственного комитета России, как и другим правоохранителям, в своей деятельности нужно исходить именно из этого. РГ: Каким образом должны перестроить свою работу ваши подчиненные, чтобы изменить ситуацию?

Александр Бастрыкин: Они должны постоянно оправдывать доверие граждан, поддерживать с ними постоянный диалог.

Ну а для того, чтобы перестроить работу, многим коллегам для начала надо все-таки признать накопившиеся ошибки.

Прежде всего нужно избавиться от равнодушия к людям, которые обращаются к ним за помощью. Необходимо найти подход к каждому конкретному человеку, вникнуть в его проблемы.

Ведь чего греха таить, многие руководители привыкли искать визы подчиненных на процессуальных документах, вместо того чтобы самим досконально разобраться в обстоятельствах преступления, давать законные и профессионально грамотные указания, участвовать в производстве следственных действий. Крайне важно, чтобы руководители помнили, что мы живем в современном информационном обществе, где необходимо хорошо знать обстановку в регионах, чувствовать настроения людей и понимать, что от них ждут безусловно объективного и принципиального подхода к каждой проблеме.

Если же нерешенные проблемы выходят на федеральный уровень, с такими руководителями мы, нередко бывает, разговариваем серьезно и этот разговор короткий: либо руководитель меняет свой стиль общения с людьми и делает надлежащие выводы, либо ищет себе другое место работы. РГ: Коснулись ли эти перемены структуры ведомства? Александр Бастрыкин: В настоящее время мы основательно пересмотрели структуру центрального аппарата Следственного комитета.

Убрали лишние звенья, сократили дублирующие подразделения.

А главное, оптимизировали структуру для выполнения нашей основной задачи — оперативного и качественного расследования преступлений. В ходе реорганизации остались только те руководители, для которых инициатива, чуткое отношение к людям, дисциплина и ответственность, поиски объективной истины не отвлеченные понятия, а неразделимые составляющие работы. В структуре центрального аппарата создано новое подразделение — Приемная председателя Следственного комитета.

Его главная задача — сделать более широким и активным общение граждан с руководством Следственного комитета. РГ: Связано ли это с тем, что правоохранители следуют строгой букве закона, в которую, к слову, регулярно вносятся множественные изменения? Очевидно, что нельзя одинаково эффективно реагировать на все существующие проблемы.

Но, может, настало время придавать первостепенное значение тому, что действительно тревожит сегодня людей?

Александр Бастрыкин: Правоохранительные органы должны решать все проблемы в рамках своих полномочий и быть в курсе наиболее острых тем, которые сегодня тревожат общество. Вместе с тем они поддерживают в обществе ощущение стабильности и спокойствия, уверенности в завтрашнем дне, чтобы люди могли не опасаться, что останутся без зарплаты или что их бизнес приберут к рукам преступники.

И Следственному комитету здесь принадлежит весьма ответственная роль.

Если следователи не будут проявлять настойчивость и принципиальность, то на различных уровнях будут и дальше приниматься сотни важнейших решений, направленных на защиту прав граждан, но одна часть из них вновь потеряется «по дороге», другая же исказится до неузнаваемости, а многие будут откровенно саботированы, останутся на бумаге.

Потому следователи всегда обязаны помнить об исконных российских традициях справедливости и законности, помнить о том, что диктатура закона — это единственная разновидность диктатуры, которой мы обязаны подчиняться. Только тогда управленческие сигналы будут быстро доходить до конкретного адресата.

Нет необходимости доказывать, что строгое соблюдение законов не менее значимый ресурс национального подъема, нежели экономическая стратегия или социальные программы. И что они должны идти рядом, вместе, работая как слаженный и совершенный инструмент реформ, как единственно возможный в России путь улучшения жизни людей. РГ: Сегодня в обществе проблема невыплаты заработной платы прочно ассоциируется с Нижнетагильским заводом, и ваша реакция была бескомпромиссной.

Как насчет других регионов? Александр Бастрыкин: Руководителям, которые довели ситуацию до крайности, как в этом случае, должно быть как минимум стыдно.

Мы же со своей стороны приняли ряд кадровых решений и активизировали расследование уголовного дела, связанного с Нижнетагильским заводом. Фигурантам было предъявлено обвинение в окончательной редакции.

При этом подчеркну, что по данной категории дел в приоритет надо ставить именно возмещение ущерба — выплату заработной платы работникам предприятий.

Но слышат это далеко не все. В Дальневосточном следственном управлении на транспорте, например, за последние полтора года никто не озадачился вопросом о наложении ареста на имущество недобросовестных работодателей для возмещения ущерба. В Тульской области похожая ситуация, в ходе предварительного следствия возмещен ущерб лишь на 5 процентов, что крайне мало.

И это несмотря на то, что мной ставилась задача в максимально сжатые сроки принимать такие меры. Я порой думаю, что некоторым руководителям наших подразделений самим надо остаться без зарплаты или работы, чтобы войти в положение людей, которым месяцами жить и кормить семью не на что.

РГ: Такая практика сложилась в большинстве подразделений Следственного комитета или эти примеры скорее исключение? Александр Бастрыкин: Если бы такая практика была повсеместно, то смысл нашей работы свелся бы к нулю. Объективности ради могу констатировать, что это далеко не так.

За первое полугодие текущего года по России окончено производством почти 800 уголовных дел о невыплате заработной платы. В ходе процессуальных проверок и предварительного следствия по делам названной категории почти в два раза удалось увеличить размер возмещенного вреда — с 1,6 миллиарда рублей до 2,7 миллиарда, что составляет уже свыше 80 процентов от размера выявленного ущерба. Возмещение ущерба в ходе расследования преступлений этой категории и есть первостепенная цель для людей, пострадавших от произвола своих работодателей.

Именно такую работу ждет от нас общество. РГ: Сегодня общество ждет помощи от Следственного комитета не только по вопросам, прямо относящимся к его компетенции. Почему? Александр Бастрыкин: Все очень просто.

Люди нередко обращаются к нам за помощью, когда все иные инстанции безуспешно пройдены, и лично я уверен, что мы не имеем никакого права оставлять их один на один со своей бедой. По формальному признаку, конечно, мы должны реагировать прежде всего на те факты, которые относятся к подследственности Следственного комитета.

Но по гуманному мы как минимум можем если не помочь, так хотя бы привлечь внимание к проблеме.

В том числе благодаря таким обращениям в уголовном судопроизводстве по инициативе Следственного комитета значительно законодательно увеличен объем прав потерпевших, особенно детей; расширена сфера применения конфискации имущества; принят закон о противодействии рейдерским захватам собственности и многое другое. Ежемесячно я провожу личные приемы граждан, которые позволяют составить объективное мнение о работе подчиненных на местах не на основании цифр и отчетов, а глядя в глаза тем, кто не «достучался» до региональных руководителей. Они проделывают долгий путь, чтобы добиться справедливости.

Когда я слышу то, о чем говорят граждане, с какими проблемами приходят, то искренне извиняюсь перед ними за «работу» своих подчиненных.

И мне удивительно слышать, что такие следователи и руководители не удосужились сделать этого раньше. РГ: За извинениями, наверное, следуют конкретные кадровые решения? Александр Бастрыкин: Результаты бывают самыми разными.

Бывает, что годами люди добиваются справедливости, результатов так и нет, а я узнаю это только на личном приеме.

Жительница Нижегородской области рассказала мне, как сотрудники правоохранительных органов 16 раз отказывали в возбуждении уголовного дела после смерти ее супруга в клинике, и два последних решения выносились в нашем региональном управлении. Я выслушал ее доводы, разобрался в ситуации.

Дальнейшее расследование было поручено центральному аппарату, и двое следователей СК стали фигурантами уголовного дела о халатности. Я уже не говорю о тех случаях, когда гибнут дети. В таких случаях единственным смыслом жизни родителей остается надежда на торжество справедливости.

Здесь не может быть места равнодушию, надо беречь в себе человека, оставаться людьми, не оставлять один на один со своей бедой тех, кто приходит к нам за помощью. РГ: Эти и другие случаи стали показательными для коллег из других следственных подразделений? Иными словами, выводы сделаны?

Александр Бастрыкин: Еще шесть-семь лет назад мне приходилось выслушивать людей, пришедших или приехавших издалека ко мне на личный прием и стоящих в очереди по 10 — 20 часов. Такие ситуации — это крайне тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что региональные власти не слышат людей. Раньше, когда я приезжал в Краснодарский край, на прием ко мне выстраивались нескончаемые очереди.

После ротации кадров уже новый руководитель регионального следственного управления по Краснодарскому краю сумел выстроить работу подразделения так, что ситуация в корне изменилась. И это наглядный пример того, что дело вовсе не в специфике региона или криминогенной обстановке, а в том, что кто-то просто не хочет честно и добросовестно делать свою работу. А с такими руководителями, кто не намерен выполнять свой профессиональный и человеческий долг, приходится конкретно разбираться.

И результат тут безальтернативен: либо они делают выводы и начинают работать, либо уходят.

Ключевой вопрос РГ: Какую роль в вашем диалоге с обществом сегодня играют СМИ и социальные сети? Александр Бастрыкин: Из этих средств коммуникации общество черпает информацию, в том числе о фактах противоправных действий.

Мы следим за этим очень пристально на федеральном уровнaе, и нередко такие материалы становятся основанием для реакции следственных органов.

Требую от своих подчиненных в регионах внимательно рассматривать сигналы СМИ о преступлениях и правонарушениях. За прошлый год нами по их результатам было возбуждено 218 уголовных дел, а с начала этого года уже 229. Каждодневно смотрю телепередачу «Вести.

Дежурная часть» и если вижу какую-то вопиющую несправедливость, даю поручения принять меры там, где мои подчиненные не реагируют.

В той же Орловской области никак не могла сдвинуться с мертвой точки ситуация с нарушением прав женщины с ограниченными возможностями на обеспечение бесплатными медицинскими препаратами. От бездействия властей могли пострадать тысячи людей, и сейчас по моему поручению возбуждено уголовное дело для выяснения всех обстоятельств. Еще один пример: в Ленинградской области водителю не понравилось поведение играющих на улице детей и он совершил наезд на мальчика, затем применил к нему силу.

Информация появилась в СМИ. Незамедлительно было возбуждено уголовное дело.